Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

О реализации концепции технологического развития России

В.П. Соловьёв, Т.А. Перескокова
$2.50

УДК 330.3+378

DOI 10.20339/AM.01-24.009

 

В.П. Соловьев*,

канд. техн. наук, профессор

НИТУ МИСИС

e-mail: solovjev@mail.ru

Т.А. Перескокова,

канд. пед. наук, доцент

Старооскольский филиал

Российского государственного геологоразведочного университета (МГРИ) имени Серго Орджоникидзе

 

Рассматривается проблема достижения целей, поставленных в Концепции технологического развития Российской Федерации. Реализация концепции направлена на достижение технологического суверенитета страны. Признано, что попытки фронтальной либерализации российской экономики привели к распаду организационных форм взаимодействия и интеграции научной, образовательной и производственной деятельности в гражданской сфере, к деградации инженерного образования и инженерных школ. Концепция предполагает вовлечение в этот инновационный процесс большого количества регионов страны за счет формирования в них научно-производственных кластеров вокруг ведущих инженерных высших учебных заведений. Представлены статистические данные по экономическому, научному, кадровому потенциалу регионов России. Предложено пересмотреть законодательную базу системы образования в стране, усовершенствовать образовательный процесс в вузах на основе современных подходов, рассмотреть вопрос о целесообразности подготовки магистров по техническим направлениям.

Ключевые слова: концепция, технологический суверенитет, экономический, научный и кадровый потенциал, регионы страны, технические вузы, профессиональное образование.

 

Литература

  1. Концепция технологического развития на период до 2030 года. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/technological-2023.pdf
  2. URL: https://hi-tech.mail.ru/review/104159-novyi-zavod-icl/?ysclid=lp5n7j2vlr...
  3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2022.pdf
  4. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Инженерные кадры для новой экономики // Экономика промышленности. 2022. Т. 15 (3). С. 380–392.
  5. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Профессиональное образование в новом формате // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 9. С. 7–14. DOI: 10.20339/AM.09-23.07
  6. Рудской О.И., Боровков А. И. Романов П.И., Гришина Н.С. Ученые и профессиональные степени в России: по спирали развития // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 48–66.
  7. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник. М.: ВШЭ, 2023. 132 с. URL: https://issek.hse.ru/news/819337223.html
  8. Индикатор образования: 2023: Статистический сборник. М.: ВШЭ, 2023. 432 с. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/819352620.pdf
  9. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/70860
  10. Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Ответственность — ключевая компетенция инженера ХХI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 107–118.
  11. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Ориентация на потребителя как принцип высшего образования // Высшее образование сегодня. 2020. № 4. С. 2–8.
  12. Шейнбаум В.С., Пятибратов П.В. Проектирование инженерной деятельности как способ развития системного мышления // Инженерное образование. 2020. Вып. 28. С. 85–93.
  13. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Обеспечение и оценка качества образования в вузах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. С. 90–99. DOI: 10.20339/AM.05-23.90
  14. URL: https://postupi.info/vuz/urfu/spec
  15. Стенограмма совместного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию. 2020-02-06. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-sovmestnogo-zasedanija-prezidiuma...

 

 

*Здесь и далее — автор-корреспондент.