УДК 378:355+159.943
Ю.Г. Быченко,
д-р социол. наук, профессор
кафедра гуманитарных и социальных наук
Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск
национальной гвардии Российской Федерации
ORCID 0000-0003-2094-6453
e-mail: bychenkoug@gmail.com
Е.А. Зиновьева,
канд. социол. наук, доцент
кафедры государственно-правовых дисциплин
Балаковский филиал
Саратовская государственная юридическая академия
e-mail: eva_zinov@mail.ru
Уточняется двойственное содержание процесса профессиональной мотивации как системы факторных механизмов, детерминирующих профессиональное поведение субъектов, и как характеристики человека труда — его направленность/ненаправленность на получение специальности и реализацию профессиональных действий, профессиональные потребности, внутренние и внешние движущие факторы. Профессиональная мотивация курсанта проявляется не только как набор побудительных действий, обусловливающих мотивы выбора военной профессии, но и потребность в продолжительном выполнении профессиональных обязанностей военнослужащего. Обосновывается, что процесс комплексной мотивации курсантов военного института осуществляется на трех уровнях: взвешивание — определение предпочтений стратегий поведения на основе анализа окружающей ситуации; социальное планирование — конкретизация задач, первичное формирование профессиональных мотивов; трансформация профессионального трудового действия — обновление практик профессиональной активности.
В рамках обучения в военном институте проектирование профессиональной мотивации представляет собой единый, многосистемный компонент, отражающий единство проектов: 1) образовательно-познавательного развития; 2) профессионального стимулирования; 3) служебно-трудовой мотивации.
Конкретизированы типы формирования профессиональной мотивации курсантов: 1) нормальный стабильный процесс с первого по пятый курс (характеризуется последовательным становлением способностей и мотивов осуществления профессиональной деятельности); 2) девиантный процесс (эпизодические проявления деструктивных процессов преимущественно на начальных курсах, характеризуется дезадаптационными профессиональными практиками).
Выявлены факторы торможения процессов формирования профессиональной мотивации курсантов современного военного института: недостаточное материальное довольствие курсантов; рассогласованность профориентационной работы в системе довузовского и вузовского образования; снижение гарантий социальной защиты и служебно-трудовой стабильности военно-профессиональной деятельности обучающихся в военных институтах; разобщенность различных компонентов профессиональной мотивации курсантов (личностно-мыслительного, а также практически-действенного).
Ключевые слова: профессиональная мотивация, военный институт, образовательный процесс, курсанты, управление, конструирование, мотивационная готовность курсантов.
Литература
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. С. 512.
2. Hirshleifer J. The Expanding Domain of Economics // American Economic Review. 1985. Vol. 75. No. 6. P. 53.
3. Быченко Ю.Г., Зиновьева Е.А. Демократизация управления персоналом как фактор развития творческой активности работников // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. С. 100–104. DOI: 10.20339/AM.05-23.100
4. Ду Г. Теоретические основы процесса мотивации персонала // Теория и практика современной науки. 2020. № 5 (59). С. 177–179.
5. Быченко Ю.Г. Способности к профессиональной адаптации в системе профессионального потенциала российских офицеров // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. № 13 (1). С. 215–226.
6. Егоршин А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. 3-e изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2019. 378 с.
7. Кошкина Ю.А. Формы мотивации персонала и методы ее оценки // Синергия Наук. 2020. № 54. С. 349–355.
8. Толмачева М.С., Мешкова Г.А. Эволюция теорий мотивации в зарубежных исследованиях // Успехи гуманитарных наук. 2019. № 2. С. 6–14.
9. Баландина Т.М., Гильфанова М.Г. Организационная культура военной организации: сущность и специфические проявления // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 2 (7). С. 70–74.
10. Баландина Т.М., Савенко А.А. Комплексная модель мотивационного принуждения трудоспособного населения к реализации трудовой деятельности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 4 (58). С. 94–97.
11. Савенко А.А. Двухуровневая модель мотивации служебно-трудовой деятельности военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Поволжского института управления. 2018. № 3 (57). С. 49–59.
12. Савенко А.А. Социальная диагностика мотивации трудовой активности военнослужащих национальной гвардии // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: сб. науч. ст. Вольск: ВВИМО, 2014; М.: Перо, 2018. С. 77–88.
13. Кузнецов Н.И. Совершенствование управления социально-культурной адаптацией курсантов военного института // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки «Humanities, Social-economic and Social Sciences». 2021. № 12. С. 52–55.