Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Об институционализации профессионального образования и обучения в современных задачах развития. Опыт компаративного анализа

Н.А. Михальченкова, С.Н. Большаков
$2.50

УДК 377(1/9)

DOI 10.20339/AM.11-23.057

 

 

Н.А. Михальченкова,

д-р пед. наук, канд. экон. наук,

заведующая лабораторией развития высшего профессионального образования

Российская академия образования

e-mail: mehedova@yandex.ru

С.Н. Большаков, 

д-р пед. наук, профессор,

эксперт лаборатории развития высшего профессионального образования

Российская академия образования

e-mail: snbolshakov@mail.ru

 

В статье анализируются проблемы функционирования и развития системы образования, эффективности образования в условиях возрастающих требований общества и государства, задачи проектирования современной системы высшего образования. Образовательные организации являются примером институционализированной формы образования, встраиваются в прочные социально-экономические реалии, определяя масштабы и направления предлагаемых преобразований и видений реформ, оказывают влияние и создают культурные факторы, характерные для обществ отдельных стран. Выявляются непедагогические критерии, определяющие перспективы развития образования в национальном и международном масштабе. Констатируется значение гражданского общества в формировании приоритетов и направлений развития реформ системы образования, акцентируется внимание на преемственности и эволюции образования и воспитания. Обосновывается необходимость исследовать опыт негосударственных корпоративных университетов и педагогических теорий, актуальных в задачах совершенствования системы образования.

Ключевые слова: образование, воспитание, система образования, профессиональное образование, обучение.

 

Зарубежные источники

  1. Bartnicka, K., Szybiak, I. Zarys historii wychowania. Warszawa: Wyd. Żak, 2001. S. 21–39.
  2. Bezwińska-Hejnicka, T. O zmianach w edukacji. Konteksty, zagrożenia i możliwości. Bydgoszcz: Wyd. Uczelniane Akademii Bydgoskiej, 2000. S. 29–34.
  3. Bundesministerium für Bildung. Wissenschaft und Kultur. Wien: Holzhausen Druck, 2004. S. 144 [Electronic resource] stat_tb_2004_15079.pdf
  4. Hall, J.A. In Search of Civil Society. W: Civil Society. Theory, History, Comparison. 2001. P. 220.
  5. Instytucje Justyniana. Przeł. i przedmową opatrzył C. Kunderewicz. Warszawa: PWN, 1986. S. 16.
  6. Kowalewski, Z. Społeczeństwo obywatelskie w perspektywie historycznej. Warszawa: Pax, 1991.
  7. Kroński, T. Rozważania wokół Hegla. Warszawa: PWN, 1960, S. 100–133.
  8. Kumar, K. Społeczeństwo obywatelskie: rozważania na temat użyteczności historycznego terminu. W: Ani książę, ani kupiec: obywatel. Idea społeczeństwa obywatelskiego w myśli współczesnej. Red. J. Szacki. Kraków: Wyd. Znak, 1997. S. 296.
  9. Malec, A. Miejsce szkolnictwa niepublicznego w demokratycznym społeczeństwie obywatelskim na przykładzie systemów oświatowych Polski, Austrii i Niemiec. Katowice: Uniwersytet Śląski, 2006. S. 303.
  10. Meadows, D.L. Meadows, J. Randers, W.W. Behrens: Granice wzrostu. Warszawa: PWE, 1973.
  11. Miąso, J. Historia wychowania — wiek XX. Warszawa: PWN, 1984. S. 257.
  12. Odenbach, K. Die Deutsche Arbeitschule. (Westermann). Braunschweig, 1963. S. 9–21.
  13. Ogrodziński, P. Pięć tekstów o społeczeństwie obywatelskim. Warszawa, 2001. S. 70–72.
  14. Osiatyński, W. Odrodzenie społeczeństwa obywatelskiego. Wiedza i Życie. 1996. No. 9.
  15. Pachociński, R. Zarys pedagogiki porównawczej. Warszawa: IBE, 1998. S. 5.
  16. Prucha: Pedagogika porównawcza. Redakcja naukowa B. Śliwerski. Wyd. Nauk. Warszawa: PWN, 2004. S. 2–33.
  17. Siciński, A. O idei społeczeństwa obywatelskiego. Wiedza i Życie. 1996. No. 6.
  18. Skiera, E. Reformpädagogik in Geschichte und Gegenwart. Berlin, 2004. S. 114–139.
  19. Szacki, J. Powrót idei społeczeństwa obywatelskiego. W: Ani książę, ani kupiec: obywatel. Warszawa: PWN, 2002. S. 54.

 

Литература на русском языке

  1. Аристотель (384–322 до н. э.). Политика. М.: АСТ: Астрель, 2012.
  2. Беломестнова М.Е. Опыт цифровой трансформации высшего образования в Австрии: проекты университетов в области открытого образования // Менеджмент XXI века: экономика, общество и образование в условиях новой нормальности: Сб. науч. статей по материалам XX Международной научно-практической онлайн конференции. Санкт-Петербург, 24–25 ноября 2021 г. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. С. 186–189.
  3. Висьневска-Кин М. Критическая рефлексия о раннем образовании в Польше // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: Сб. науч. трудов участников II Международной научно-практической конференции, Москва, 23–24 апреля 2015 г. РУДН. М., 2015. С. 407–425.
  4. Воробьева Е.В. Система высшего образования в Республике Беларусь и Республике Польша на современном этапе: сравнительный анализ // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. 2010. № 2 (56). С. 97–101.
  5. Геллнер Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические соперники / пер. М.Б. Гнедовского. М.: Моск. шк. полит. исслед., 2004. 239 с.
  6. Грищук В. Теоретические и практические принципы современных реформ в области образования в Польше и европейской школьного образования // Актуальні питання гуманітарних наук. 2014. № 10. С. 198–204.
  7. Лукина Е.В., Семенюк Н.М., Семенова Д.А. [и др.]. Исторический анализ отраслевого становления педагогической психологии // Вопросы истории. 2022. № 2-2. С. 161–166.
  8. Кибыш А.И. Реформа высшего образования в Польше: взгляд в будущее // Наука и школа. 2020. № 6. С. 80–89.
  9. Ковальчук-Валендяк М. Сотрудничество в сфере высшего образования с окружением — анализ регуляторных документов функционирования высшего образования в Польше // Актуальні питання гуманітарних наук. 2014. № 9. С. 92–98.
  10. Крушевский З.П. Развитие системы негосударственного высшего образования в Польше (1989–2003): автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2004. 30 с.
  11. Лейтнер Э. Рыночные реформы в системе высшего образования Австрии // Экономика образования. 2006. № 5 (36). С. 8.
  12. Мареш Т. Система образования в современной Польше // Проблемы современного образования. 2011. № 5. С. 38–45.
  13. Нестеренко И.Б. Тенденции реформирования содержания высшего педагогического образования в Польше // Педагогика и современность. 2014. Т. 1. № 1-1. С. 19–22.
  14. Рунов С.С. Развитие отечественной социально-педагогической мысли в 20-е гг. XX в. // Педагогическое образование и наука. 2011. № 1. С. 51–57.
  15. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке / пер. с фр. М.: Прогресс, 1992. 559 с.
  16. Фенелон Франсуа (1651–1715). О воспитании девиц / пер. с фр. В. Недачина. М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1896. XXIV. 113 с.
  17. Чернова Л.Е. Билингвизм национальных меньшинств и его влияние на образование и культуру // Культурологічний вісник. 2012. № 28. С. 119–126.
  18. Шацкий С.Т.: практик и теоретик советской педагогики, творец и пропагандист новой школы / под ред. Л.В. Мардахаева. М.: ИТД «Перспектива», 2018. 75 с.
  19. Шийка О.И. Образовательный аудит как средство улучшения качества университетского образования: опыт Австрии // Молодий вчений. 2016. № 4 (31). С. 591–595.