УДК 316.6-052
В.В. Кожевникова,
канд. пед. наук, доцент
кафедры психологии семьи и детства
Институт психологии Л.С. Выготского РГГУ;
научный руководитель Ассоциации Фрёбель-педагогов,
лауреат премии Правительства РФ в области образования
e-mail: project.edu.2024@gmail.com
В работе анализируются значение, методологические проблемы и современное состояние сравнительной педагогики. Делается вывод о том, что стремительное развитие и расширение сравнительной педагогики в настоящее время могут быть описаны как экспансия. Полноценное же развитие сравнительной педагогики как самоценной отрасли знания видится автору через продвижение ее не только вширь, но и вглубь. Интерес к сравнительным исследованиям дошкольного образования объясняется, по мнению автора, признанием детства как самоценного периода в жизни человека — идея, идущая от Ф. Фрёбеля. Доказывается, что педагогика Ф. Фрёбеля может использоваться как методологический инструмент и основание для сравнительного исследования дошкольного образования в разных странах.
Ключевые слова: сравнительное педагогическое исследование, сравнительное дошкольное образование, педагогика и философия Ф. Фрёбеля, методология в сравнительном исследовании, общества сравнительной педагогики.
Литература
- A Multi-Layered Dialogue 6 A Multi-Layered Dialogue: Exploring Froebel's Influence on Pedagogies of Care with 1-year-olds across Four Countries. URL: https://www.researchgate.net/publication/365246476_A_Multi-Layered_Dialo...'s_Influence_on_Pedagogies_of_Care_with_1-year-olds_across_Four_Countries (accessed on: 03.10.2023).
- Alexander, R. Culture and Pedagogy: International Comparisons in Primary Education. Oxford: Blackwell. 200. P. 3.
- Bray, M., Gui, Qin. Comparative Education in Greater China: Contexts, Characteristics, Contrasts, and Contributions. In: Changing Educational Contexts, Issues and Identities: 40 Years of Comparative Education. Crossley, M., Broadfoot, P., Schweisfurth, M. (eds.). London: Routledge. 2007, P. 319–349.
- Lê Thành, Khôi. Toward a General Theory of Education. Comparative Education Review. 1986. Vol. 30. No. 1. P. 12–29. Р. 15.
- Manzon, M. Comparative Education: The Construction of a Field. Hong Kong: Comparative Education Research Centre. The University of Hong Kong, and Dordrecht: Springer, 2011.
- Manzon, M. Teaching Comparative Education in Greater China: Contexts, Characteristics and Challenges. In: Comparative Education at Universities World Wide. Wolhuter, Ch., Popov, N., Leutwyler, B., Skubic, E., Klara (eds.). 3rd ed. Sofia: Bulgarian Comparative Education Society and Ljubljana: University of Ljubljana Faculty of Arts, 2013. P. 237–255.
- Masemann, V., Bray, M., Manzonm, M. (eds.) Common Interests, Uncommon Goals: Histories of the World Council of Comparative Education Societies and its Members. CERC Studies in Comparative Education 21. Hong Kong: Comparative Education Research Centre, The University of Hong Kong, and Dordrecht: Springer, 2007.
- Mochida, K. The Comparative Education Society of Asia (CESA). In: Common Interests, Uncommon Goals: Histories of the World Council of Comparative Education Societies and its Members. CERC Studies in Comparative Education 21. Masemann, V., Bray, M. & Manzon, M. (eds.). Hong Kong: Comparative Education Research Centre, The University of Hong Kong, and Dordrecht: Springer, 2007. P. 309–315.
- Phillips, D. Comparative education: Method. Research in Comparative and International Education. 2006. No. 1 (4): 304–319.
- Phillips, D. On comparing. In: Learning from comparing: New directions in comparative educational research, context, classrooms and outcomes. R. Alexander, P. Broadfoot & D. Phillips (eds.). Oxford: Symposium books, 1999. P. 15–20.
- Wolhuter, Ch., Popov, N. (eds.) Comparative Education as Discipline at Universities World Wide. Sofia: Bureau for Educational Services, 2007.