Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Система педагогического оценивания в высшей школе: от формализованного к творческому подходу

Е.С. Вылкова
$2.50

УДК 378:37.09

DOI 10.20339/AM.09-23.015     

 

Е.С. Вылкова,

д-р экон. наук, профессор

кафедра экономики

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, Северо-Западный институт управления – филиал,

г. Санкт-Петербург

е-mail: vylkova-es@ranepa.ru

 

В современных условиях стратегия развития отечественной системы высшего образования предполагает ориентацию на гармоничное развитие личности и ее творческих способностей. Однако действующая в большинстве вузов система педагогического оценивания, базирующаяся на балльно-рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков обучаемых, является излишне формализованной. Проблема состоит в острой необходимости придания балльно-рейтинговой системе более творческого наполнения. Методом исследования стал анализ публикаций по тематике балльно-рейтинговой системы и выявление белых пятен в данном предметном поле. Предлагается вариант дополнения существующей системы педагогического оценивания в высшей школе системой маркеров достижений обучающихся, с конвертацией их в конце семестра в бонусные баллы. Подобная система фиксации суперуспехов студентов призвана учесть их умение и желание учиться, старательность, заинтересованность в освоении нового знания, широту кругозора, вовлеченность в учебный процесс. Она также дает возможность полномасштабно реализовать индивидуальный подход к оценке процесса обучения и его результатов применительно к каждому конкретному студенту и учесть его различные способности в освоении тех или иных компетенций. Переход к инновационной балльно-бонусной системе педагогического оценивания обучения и его результатов позволяет добавить в формализованную балльно-рейтинговую, а также в любую другую систему оценивания творческую, креативную составляющую. При внедрении балльно-бонусной системы в учреждениях высшего образования требуется учет их особенностей: специфики направлений подготовки, специальностей и специализаций, региона расположения вуза и других факторов. В условиях меняющегося мира и педагогических парадигм балльно-бонусная система педагогического оценивания призвана способствовать совершенствованию высшего образования в России в направлении формирования творческой, креативной личности обучающего.

Ключевые слова: педагогическое оценивание, балльно-рейтинговая система оценивания, балльно-бонусная система оценивания, высшая школа, система высшего образования, цифровизация в образовании, инновации в образовании.

 

 

Литература

  1. Белова С.Н. Балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов как элемент системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 70–81.
  2. Боброва Л.В., Рыбакова Е.А., Барабанова М.И. Балльно-рейтинговая система как инструмент повышения мотивации студентов в процессе дистанционного обучения // Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 374–377.
  3. Борковская В.Г., Ковалев А.С. Балльно-рейтинговая система оценки студентов как инструмент повышения качества высшего образования // Строительство: наука и образование. 2020. Т. 10. № 1. С. 7.
  4. Борщенко Г.М. Накопительная балльно-рейтинговая система как фактор, сопровождающий учебный процесс // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 317–335.
  5. Вылкова Е.С. Метод организации учебно-воспитательного процесса: вариативное игровое решение трудных учебно-образовательных задач (ВИРТУОЗ). Монография. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2022. 448 с.
  6. Вылкова Е.С. Ролевые игры как инновационный подход к повышению качества образовательного процесса в вузе // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014. № 2. С. 87–91.
  7. Вылкова Е.С., Викторова Н.Г., Евстигнеев Е.Н. Трансформация высшего финансово-налогового образования в современных условиях // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 1. С. 43–51. DOI: 10.20339/АМ.01-21.043
  8. Григорьева Т.В., Лукманова Р.Р., Кифик Н.Ю. Система оценки успеваемости студентов в рамках модернизации высшей школы в России и Казахстане (на примере Башкирского государственного университета и Костанайского государственного педагогического института) // Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. № 3. С. 728–734.
  9. Иляшенко Л.К., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Балльно-рейтинговая система оценки в учебном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 141–143.
  10. Карпович И.А. Обучение иностранному языку в вузе: балльно-рейтинговая система как средство повышения учебной мотивации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 147–149.
  11. Лельчицкий И.Д., Голубева Т.А., Кратович П.В. Стратегии развития профессионального образования и обучения с учетом европейского опыта системы зачетных единиц // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 3 (48). С. 153–164.
  12. Лобанов С.В., Бирюков А.А. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов вузов по дисциплине «физическая культура» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 1 (770). С. 27–35.
  13. Мазурицкая М.А. Балльно-рейтинговая система как средство мотивации студентов к обучению (на примере учебной дисциплины «библиотечная педагогика») // Культура: теория и практика. 2022. № 2 (47). № 6.
  14. Медведева С.Н. Математическое моделирование стратегий контроля знаний с учетом требований балльно-рейтинговой системы контроля знаний студентов // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 3. С. 420–447.
  15. Меньк А.Р., Каляженков А.Н. Балльно-рейтинговая оценка военно-технических компетенций студентов факультета военного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8. № 3. С. 100–111.
  16. Паначев В.Д. Использование в вузе балльно-рейтинговой шкалы. // Вестник Пермского государственного технического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2009. № 3. С. 51–58.
  17. Пикало И.А., Анкудинов А.С., Мельников В.А., Акудович Н.В. Балльно-рейтинговая система оценки студентов: прошлое, настоящее, перспективы // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2018. № 7. С. 40–43.
  18. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний: особенности российской практики // Образование и наука. 2012. № 9 (98). С. 15–34.
  19. Сенецкая Л., Боженова К. Балльно-рейтинговая система, как инструмент управления учебным процессом // Deutsche Internationale Zeitschrift für Zeitgenössische Wissenschaft. 2021. № 15. С. 42–44.
  20. Стариченко Б.Е. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов: вопросы назначения // Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 116–125.
  21. Стариченко Б.Е. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов: вопросы моделирования // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 205–215.
  22. Стариченко Б.Е., Сардак Л.В., Стрелкова А.А. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов: вопросы реализации // Педагогическое образование в России. 2017. № 7. С. 141–148.
  23. Dadakhonova Z. The introduction of a credit-module system of education in Uzbekistan higher educational institutions // Bulletin of Science and Practice. 2021. V. 7. No. 6. P.476–480.
  24. Mirzahan Egamberdiyev, Fatima Kozybakova Integration оf Higher Education. In: The Republic of Kazakhstan National Innovation Systems. Procedia – Social and Behavioral Sciences. May, 2014. 131: 224–228
  25. Nazarova G.N., Rakhimova S.G., Erkinova M.T. Importance of credit system in higher education development of foreign developed countries // Мировая наука. 2020. No. 2 (35). P. 7–10.
  26. Oripov F.S., Dexkanova N.Т. The advantage of a credit-modular system of training in medical universities // Достижения науки и образования. 2022. № 2 (82). С. 115–120.
  27. Pastukhova D.A., Grudistova E.G. European credit system of education // Сетевой научно-практический журнал. 2015. Т. 1. № 3 (5). C. 30–36.
  28. Starichenko B.E. Conceptual basics of computer didactics. Yelm: Science Book Publishing House, 2013. 184 p.