Для цитирования: Соловьёв В.П., Перескокова Т.А. Профессиональное образование в новом формате // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. №9. С. 7-14. DOI: 10.20339/AM.09-23.007 EDN: RQGBVF
УДК 378+331.5
В.П. Соловьев,
канд. техн. наук, профессор
НИТУ МИСИС
e-mail: solovjev@mail.ru
Т.А. Перескокова,
канд. пед. наук, доцент
Старооскольский филиал
Российского государственного геологоразведочного
университета (МГРИ) имени Серго Орджоникидзе
Рассматриваются проблемы профессионального образования, которые необходимо преодолеть для обеспечения нового облика российской экономики и соответствующего рынка труда. Приведены данные кадровой потребности экономики и подготовки специалистов высшего и среднего уровня в организациях профессионального образования. Отмечено сокращение подготовки наиболее востребованной категории — рабочих. Высказано предложение о создании в стране Госкомитета по подготовке кадров среднего звена. Показана необходимость ревизии системы образования с учетом изменившегося внешнего мира. Целью системы образования должны стать воспитание и подготовка человека, способного найти свое место в новом, быстро меняющемся мире. Обращено внимание на снижение интереса образовательных организаций к использованию идеологии качества при подготовке кадров для современной экономики.
Ключевые слова: профессиональное образование, рынок труда, выпускники учебных заведений, трудоустройство выпускников, качество образования, принципы системы качества.
Литература
1. URL: https://tass.ru/obschestvo/17288735
2. Белкин А. Нужно ли возвращать распределение для студентов-бюджетников // АиФ. 2023. № 11. С. 4.
3. Макурин А. С чувством заменимости // АиФ. 2022. № 10. С. 3.
4. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/70860
5. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005?ysclid=lir28748ww801690861
6. Россия в цифрах. 2020: Краткий стат. сб. Росстат. M., 2020. 550 с.
7. Российский статистический ежегодник. 2022. Стат. сб. Росстат. М., 2022. 691 с.
8. Российский статистический ежегодник. 2000. URL: https://istmat.org/node/45859
9. Становление и развитие системы университетского образования России / под ред. И.Б. Федорова. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007, 184 с.
10. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Управление по целям в организациях профессионального образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 1. С. 7–17. DOI: 10.20339/AM.01-23.007
11. Индикатор образования: 2023. Статистический сборник ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/news/819337223.html?ysclid=lism3sfml2349033939
12. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения // Качество и жизнь. 2015. № 4. С. 37–45.
13. Стенограмма совместного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию. 06.02.2020. URL: http: //president.org/
14. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/71445
15. Новости образования и науки // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 5. С. 3–6. URL: https://almavest.ru/ru/archive/3460
16. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Обеспечение и оценка качества образования в вузах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. С. 90–99. DOI: 10.20339/AM.05-23.090
17. Костиков В. Осушение каналов // АиФ. 2023. № 13. С. 7.
18. Нив Генри Р. Пространство доктора Деминга: принципы построения устойчивого бизнеса / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 370 с.