Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

HR risk analysis and assessment for scientific and pedagogical staff of Higher education institutions

Н.В. Соловова, Н.В. Суханкина, О.Ю. Калмыкова

УДК 378:005.95/.96

https://doi.org/10.20339/AM.06-23.069

 

Н. В. Соловова,

д-р пед. наук, доцент,

заведующая кафедрой управления человеческими ресурсами

Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П. Королева

SPIN-код: 9007-8619; Author ID: 192862;

Scopus Author ID: 35619336700;

WOS Research: ABH-6357-2020; ORCID: 0000-0002-3280-3380

e-mail: solovova.nv@ssau.ru 

Н.В. Суханкина,

канд. пед. наук, доцент

кафедра управления человеческими ресурсами

Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П. Королева

SPIN-код 3093-2283; Author ID: 936613;

Scopus Author ID: 57219601358;

ORCID: 0000-0003-3816-3801

e-mail: sukhankina@inbox.ru  

О.Ю. Калмыкова,

канд. пед. наук, доцент

кафедра управления человеческими ресурсами

Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П. Королева;

доцент кафедры «Управление и системный анализ теплоэнергетических

и социотехнических комплексов»

Самарский государственный технический университет

SPIN-код: 1399-5417; Author ID: D-5602-2014;

Scopus Author ID: 57202513886;

ORCID: 0000-0003-0933-0332

e-mail: oukalmiykova@mail.ru

 

Рассматривается проблема формирования кадрового потенциала образовательных организаций высшего образования в целях минимизации кадровых рисков в условиях неопределенности нормативных требований к должностным функциям педагогических работников высшего образования. Оценка кадрового обеспечения образовательных программ ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет) по институтам университета и УГСН позволила выявить виды несоответствий квалификации научно-педагогических работников (НПР) из числа ППС требованиям нормативно-правовых актов и предложить рекомендации по их устранению. Анализ выявленных несоответствий послужил основанием для идентификации и классификации существующих и потенциальных кадровых рисков НПР. С помощью метода экспертных оценок определена их значимость и вероятность наступления. На заключительном этапе исследования были сформулированы методические рекомендации по управлению кадровыми рисками НПР в условиях действия ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих) и отсутствия профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Мероприятия по профилактике и минимизации кадровых рисков преподавателей университета включают, в частности, разработку программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, ежегодный мониторинг кадрового обеспечения и разработку внутривузовских локальных нормативных актов, регулирующих трудовую деятельность педагогических работников по должностям.

Ключевые слова: образовательный процесс, научно-педагогические работники, кадровые риски, управление персоналом образовательной организации, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

 

Литература

  1. Галешова Е.И. Кадровые риски в системе управления рисками современной организации // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2017. № 4. С. 54–61.
  2. Белоусова С.А. Управление персоналом образовательной организации как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. Управление образованием. 2005. № 15. С. 89–95.
  3. Долженко Р.А. Инновации в системе управления персоналом организации // Вестник АГАУ. 2013. № 1 (99). С. 49–153.
  4. Табажанова А.Б. Проблемы управления персоналом в образовательной организации в условиях проведения изменений // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 12. С. 48–50.
  5. Тарасенко В.В. Современные ориентиры при построении системы управления персоналом образовательной организации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-orientiry-pri-postroenii-sistemy-upravleniya-personalom-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer/2022-12-02
  6. Ермасова Н.Б., Никитин А.А. Факторы, влияющие на инновационную активность организаций // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. № 3. С. 495–503.
  7. Захаров Д.К., Митрофанова А.Е. Управляй текучестью персонала — или проиграешь // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. № 4. С. 15–26.
  8. Лебедев С.Г. Кадровые риски: новые аспекты работы с персоналом // Деньги и кредит. 2015. № 4. С. 70–73.
  9. Mitrofanova E.A., Mitrofanova A.E., Zhaxybayeva G.S. Рreparedness of higher education institutions for the digitization of the educational process // Socio-economic Systems: Paradigms for the Future. Springer International Publishing. 2021. P. 1081–1090.
  10. Mitrofanova E., Mitrofanova A., Tarasenko V. Immature digital expertise of the educational institution’s managerial staff as HR risk to education development // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Т. 1100. P. 756–765.
  11. Лысенко И.А. Механизмы и модели процесса управления рисками многопрофильного образовательного учреждения: автореф. дисс. … канд. техн. наук. Уфа, 2012.
  12. Новикова И.И. Управление рисками в деятельности высших учебных заведений: автореф. дисс. … канд. экон. наук. М., 2008.
  13. Опфер Е.А. Риск-менеджмент в управлении качеством образования в вузе // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 84–91.
  14. Altindag E., Kosedagi Y. The relationship between emotional intelligence of managers, innovative corporate culture and employee performance // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 210. P. 270–282.
  15. David Y. Et al. Gender-Empathic Constructions, Empathy, and Support for Compromise in Intractable Conflict // Journal of Conflict Resolution. 2018. Vol. 62. No. 8. P. 1727–1752.
  16. Vande Griek O.H., Clauson M.G., Eby L.T. Organizational career growth and proactivity: A typology for individual career development // Journal of Career Development. 2020. Vol. 47. No. 3. P. 344–357.
  17. Костюкова Т.П., Лысенко И.А. Модель управления рисками образовательного учреждения // Информационно-управляющие системы. 2011. № 2-51. С. 73–76.
  18. Москаленко Е.А. Мониторинг кадровых рисков в образовательном учреждении // Сборник научных трудов по материалам III Международного форума «Профессиональная самореализация личности в современном социуме». 2014. С. 99–105.
  19. Рекичинская Е.А. Использование риск-менеджмента в образовательной деятельности школы // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2016. № 5. С. 52–59.
  20. Агарков Г.А., Сухих В.С., Бессонов Д.А., Юрьева Л.В. Особенности построения системы управления рисками в федеральных университетах Российской Федерации // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6. С. 109–117.
  21. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf/2022-12-01
  22. Митрофанова А.Е. Разработка методики управления кадровыми рисками в системе управления персоналом организации // Интернет-журнал «Науковедение». 2013.  № 1 (14). URL: www.naukovedenie.ru/PDF/85evn113.pdf/2022-11-28
  23. Митрофанова А.Е. Управление кадровыми рисками в работе с персоналом организации: автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: Гос. ун-т упр. 2013. 28 с.