Для цитирования Костюкевич С.В Современное университетское образование: эклектический хаос и конфликт ценностей// Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. №5. С. 16-28. DOI: 10.20339/AM.05-23.016
УДК 378:1
https://doi.org/10.20339/AM.05-23.016
С.В. Костюкевич,
канд. социол. наук, в. н. с.
Институт социологии
Национальной академии наук Республики Беларусь, г. Минск
e-mail: svkostus@yahoo.com
В статье дан теоретический анализ особенностей либеральной модели университетского образования в процессе ее формирования, начиная от либерального образования Древней Греции и заканчивая британской моделью Оксбриджа. Показана тесная связь либеральной модели образования с образом жизни социальной элиты. Даны определения понятий «интеллектуал» и «интеллектуальная культура». Показано, какие характеристики либеральной модели делают ее институцией культуры и науки и фактором культурного и научного лидерства. Обосновывается, что замощение разрыва между классическим университетским образованием и профессионально-техническим образованием в середине XX века привело к эклектическому смешению университетской и профессиональной парадигм образования.
Ключевые слова: интеллектуал, интеллектуальная культура, теоретическая наука, либеральное образование Древней Греции, модель либерального образования, культурное и научное лидерство, университетская и профессиональная парадигмы образования.
Литература
- Лосев A.Ф. Античная литература: учебник / под ред. А.А. Тахо-Годи. М.: ЧеРо; Мн.: Асар, 2001. 543 с.
- Лебон Гюстав. Психология народов и масс. М.: АСТ, 2019. 384 с.
- Галтунг Йохан. О роли интеллектуалов — упражнения в самокритике // Высшее образование в Европе. 1976. № 6. Вып. 1. С. 25–30.
- Дарендорф Ральф. Гражданская ответственность интеллектуалов: против нового страха перед просвещением // Политические исследования (Полис). 1997. № 6. С. 5–14.
- Адо Илзетраут. Свободные искусства и философия в античной мысли / пер. с фр. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2002. 475 с.
- Hans de Wit. Three models of higher Education. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rlcu.org.ar/recursos/E_0000032_003_EUROPEANHIGHEREDUCATION.pdf (дата доступа: 02.07.2022).
- Боннар А. Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии. М.: Искусство, 1991. Т. 3. 148 с.
- Федотов Г.П. Судьба и грехи России: избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 т. СПб.: София, 1991. 352 с.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.
- Дробышевский Ст. Станислав Дробышевский о том, как технологии 21 века превращают нас в «ждунов». URL: https://www.youtube.com/watch?v=nWg_wwRbhBs (дата доступа: 28.02.2023).
- Кессиди Ф.Х. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 137–145.
- Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., Изд-во Московского университета, 1979. 462 с.
- Kostiukevich, Svetlana V. University studies as training for the intellectual professions // Higher Education in Europe. 1996. Vol. XXI. No. 2-3. P. 203–213.
- Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб.: «Летний Сад» – Журнал «Нева», 2000. 560 с.
- История Европы. По европейской инициативе Фредерика Делуша. Коллектив из 12 европейских историков. Минск: Вышэйшая Школа; М.: Просвещение, 1996. (Перевод с издания: Histoire de l’Europe. — Hachette, 1992.)
- Костюкевич С.В. Модели университетского образования как фактор лидерства: на примере модели исследовательского университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 6. С. 17–24. DOI: 10.20339/AM.06-22.017
- Higher Education in Belarus. Compiled by Alexander Prokhorov. UNESCO|CEPES, Bucharest, 1994.
- Кутуев П.В., Енин М.Н., Костюкевич С.В. Проблемы и препятствия для успешного трудоустройства молодежи: влияние современной идеологии университетского образования (по данным глобального социологического проекта Всемирного Альянса YMCA) // Идеология и политика. 2019. № 2 (13). С. 76–103.
Данная статья является продолжением предыдущей статьи автора: Костюкевич С.В. Массовизация и профессионализация университетов в середине XX века: социально-культурные последствия // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 10. C. 11–19. DOI: 10.20339/AM.10-22.011