Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Modern university education: Eclectic chaos and conflict of values

С.В. Костюкевич

Для цитирования Костюкевич С.В Современное университетское образование: эклектический хаос и конфликт ценностей//  Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. №5. С. 16-28. DOI: 10.20339/AM.05-23.016

УДК 378:1

https://doi.org/10.20339/AM.05-23.016

 

С.В. Костюкевич,

канд. социол. наук, в. н. с.

Институт социологии

Национальной академии наук Республики Беларусь, г. Минск

e-mail: svkostus@yahoo.com

 

В статье дан теоретический анализ особенностей либеральной модели университетского образования в процессе ее формирования, начиная от либерального образования Древней Греции и заканчивая британской моделью Оксбриджа. Показана тесная связь либеральной модели образования с образом жизни социальной элиты. Даны определения понятий «интеллектуал» и «интеллектуальная культура». Показано, какие характеристики либеральной модели делают ее институцией культуры и науки и фактором культурного и научного лидерства. Обосновывается, что замощение разрыва между классическим университетским образованием и профессионально-техническим образованием в середине XX века привело к эклектическому смешению университетской и профессиональной парадигм образования.

Ключевые слова: интеллектуал, интеллектуальная культура, теоретическая наука, либеральное образование Древней Греции, модель либерального образования, культурное и научное лидерство, университетская и профессиональная парадигмы образования.

 

Литература

 

  1. Лосев A.Ф. Античная литература: учебник / под ред. А.А. Тахо-Годи. М.: ЧеРо; Мн.: Асар, 2001. 543 с.
  2. Лебон Гюстав. Психология народов и масс. М.: АСТ, 2019. 384 с.
  3. Галтунг Йохан. О роли интеллектуалов — упражнения в самокритике // Высшее образование в Европе. 1976. № 6. Вып. 1. С. 25–30.
  4. Дарендорф Ральф. Гражданская ответственность интеллектуалов: против нового страха перед просвещением // Политические исследования (Полис). 1997. № 6. С. 5–14.
  5. Адо Илзетраут. Свободные искусства и философия в античной мысли / пер. с фр. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2002. 475 с.
  6. Hans de Wit. Three models of higher Education. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rlcu.org.ar/recursos/E_0000032_003_EUROPEANHIGHEREDUCATION.pdf (дата доступа: 02.07.2022).
  7. Боннар А. Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии. М.: Искусство, 1991. Т. 3. 148 с.
  8. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 т. СПб.: София, 1991. 352 с.
  9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.
  10. Дробышевский Ст. Станислав Дробышевский о том, как технологии 21 века превращают нас в «ждунов». URL: https://www.youtube.com/watch?v=nWg_wwRbhBs (дата доступа: 28.02.2023).
  11. Кессиди Ф.Х. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 137–145.
  12. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., Изд-во Московского университета, 1979. 462 с.
  13. Kostiukevich, Svetlana V. University studies as training for the intellectual professions // Higher Education in Europe. 1996. Vol. XXI. No. 2-3. P. 203–213.
  14. Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб.: «Летний Сад» – Журнал «Нева», 2000. 560 с.
  15. История Европы. По европейской инициативе Фредерика Делуша. Коллектив из 12 европейских историков. Минск: Вышэйшая Школа; М.: Просвещение, 1996. (Перевод с издания: Histoire de l’Europe. — Hachette, 1992.)
  16. Костюкевич С.В. Модели университетского образования как фактор лидерства: на примере модели исследовательского университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 6. С. 17–24. DOI: 10.20339/AM.06-22.017
  17. Higher Education in Belarus. Compiled by Alexander Prokhorov. UNESCO|CEPES, Bucharest, 1994.
  18. Кутуев П.В., Енин М.Н., Костюкевич С.В. Проблемы и препятствия для успешного трудоустройства молодежи: влияние современной идеологии университетского образования (по данным глобального социологического проекта Всемирного Альянса YMCA) // Идеология и политика. 2019. № 2 (13). С. 76–103.

 

 

 

Данная статья является продолжением предыдущей статьи автора: Костюкевич С.В. Массовизация и профессионализация университетов в середине XX века: социально-культурные последствия // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 10. C. 11–19. DOI: 10.20339/AM.10-22.011