УДК 378:37.09:004
https://doi.org/10.20339/AM.03-23.060
Н.Г. Осипова,
канд. физ.-мат. наук, доцент
кафедра «Автоматика, телемеханика и связь»
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), г. Хабаровск
e-mail: telecomlty@yandex.ru
Г.В. Колодезная,
канд. физ.-мат. наук, доцент
кафедра «Автоматика, телемеханика и связь»
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), г. Хабаровск
e-mail: KGV-ATC@yandex.ru
Введение. Курс на цифровизацию всех процессов в мировом масштабе обозначил вполне ясную перспективу потребности в квалифицированных кадрах в области инфокоммуникационных технологий (ИКТ). Учитывая постоянно растущую необходимость использования ИКТ во всех областях современной жизни, актуальным становится вопрос о профессиональных требованиях к уровню подготовки специалистов ИТ-сферы и сферы инфокоммуникаций. Очевидно, что после выявления потребностей и запросов производства движение вузов в этом направлении должно начаться с оценки современного состояния системы высшего образования и выявления проблемных моментов и мешающих факторов.
Цель публикации: проанализировать проблемы, возникающие при подготовке специалистов ИТ- и ИКТ-сфер.
Методология, методы и методики. В процессе исследования использовались обзор и обобщение содержания научных источников, касающихся обсуждаемых проблем; сбор и обработка статистических данных для ДВГУПС.
Результаты и научная новизна. Исследовательская часть работы включает анализ некоторых аккредитационных показателей и анализ значений показателей эффективности текущей деятельности вузов на основе значений этих показателей для отдельно взятого вуза (ДВГУПС). Произведен анализ динамики состава НПР по Институту управления, автоматизации и телекоммуникации и динамики среднего балла ЕГЭ (очная форма обучения по программам бакалавриата и специалитета), а также анализ значений показателей эффективности текущей деятельности вузов.
Практическая значимость. Полученные результаты помогают сформировать понимание о состоянии современной системы высшего образования с акцентированием на подготовку кадров для сфер ИКТ и ИТ, что позволит в дальнейшем, опираясь на данные исследования, сформировать обоснованную стратегию реформирования и развития системы ВО.
Ключевые слова: образовательная подготовка ИТ- и ИКТ-специалистов, аккредитация вуза, кадровый потенциал, информационные технологии.
Благодарности: Авторы признательны директору Института управления, автоматизации и телекоммуникации (ИУАТ) Пономарчук Ю.В. и директору Центра по формированию контингента студентов Онищенко А.А. за консультативную помощь при сборе информации. Авторы выражают также благодарность рецензентам за экспертное мнение и конструктивный подход.
Литература
1. Волкова Л.В. Требования рынка труда к подготовке студентов компьютерных специальностей в области телекоммуникаций и сетевых технологий // Научные исследования в образовании. 2006. № 4. С. 76–85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-rynka-truda-k-podgotovke-studentov-kompyuternyh-spetsialnostey-v-oblasti-telekommunikatsiy-i-setevyh-tehnologiy/viewer (дата обращения: 21.01.2022).
2. Агранович Мария. Сколько и как нужно готовить самых востребованных цифровых специалистов // Российская газета – Федеральный выпуск, № 20 (8371). URL: https://rg.ru/2021/02/01/skolko-i-kak-nuzhnogotovit-samyh-vostrebovannyh... (дата обращения: 21.01.2022)
3. Сидоров А.В. Особенности подготовки специалистов в области информационных технологий // Молодой ученый. 2017. № 21.1 (155.1). С. 49–50. URL: https://moluch.ru/archive/155/44237/ (дата обращения: 21.01.2022).
4. Яворский В.В., Сергеева А.О., Пошанов Р.Т. Подготовка специалистов в сфере информационных технологий // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-4. С. 554–556; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8637 (дата обращения: 21.01.2022).
5. Машкин Д.О. Проблемы подготовки кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий в учреждениях высшего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 2. С. 161–165. URL: http://e-koncept.ru/2016/46039 (дата обращения: 2.01.2022).
6. Слугина Н.Л., Гриняк В.М. Повышение уровня подготовки кадров в области современных информационных технологий на базе центра компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5.
7. Марасанов А.С. Особенности профессиональной подготовки специалистов в области информационных технологий. URL: mosi.ru/en/node/2515
8. Сороко А.В. Образовательный аспект формирования кадрового потенциала в сфере информационных технологий // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2017. № 4. С. 70–76.
9. Климова Ю.О. Проблемы подготовки кадров в сфере информационных технологий // Проблемы развития территории. 2020. № 6 (110). С. 86–105. DOI: 10.15838/ptd.2020.6.110.6
10. Леонидова Г.В., Панов А.М. Трудовой потенциал: территориальные аспекты качественного состояния // Проблемы развития территории. 2013. № 3 (65). С. 60–70.
11. Климова Ю.О. Анализ соответствия уровня компетенций выпускников ИТ-специальностей требованиям работодателей // Вопросы территориального развития. 2021. Т. 9. № 1. DOI: 10.15838/tdi.2021.1.56.5
12. ARadzishevskiy. О процессе подготовки ИТ специалистов в вузах. Взгляд работодателя, подсмотренный изнутри. URL: https://habr.com/ru/post/582696 (дата обращения: 17.01.2022).
13. Кидысюк И.Н. Учет компетенций современных студентов колледжей в процессе обучения специальностям в области телекоммуникаций // Молодой ученый. 2016. № 5 (109). С. 686–690.
14. Бернавская М.В. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста в области инфокоммуникационных технологий // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-1. С. 124–127.
15. Джалилов Комил. Чем оборачивается «ставка» в вузах. URL:https://www.gazeta.uz/ru/2019/09/20/higher-education/
16. Справочник учебного процесса НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/studyspravka/indnagruzka
17. Елшанский С.П. Об оценке эффективности образования в вузе // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 99–108.
18. Новгородов П.А. Эффективность деятельности вузов: от мониторинга и рейтингов к оценке интеллектуального капитала // Управленец. 2018. Т. 9. № 1. С. 48–55. DOI: 10.29141/2218-5003-2018-9-1-7
19. Харламова Е.Е. Современные подходы к оценке эффективности деятельности образовательной организации высшего профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8-1. С. 90–91.
20. Постановление РФ № 3 от 14.01.2022 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации».
21.Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.11.2021 № 1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования» (Зарегистрирован 26.11.2021 № 66023).
22. ГИВЦ РТУ МИРЭА: Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2021 г. ФГБОУ ВО ДВГУПС. URL: https://monИТ и ИКТoring.miccedu.ru/iam/2021/_vpo/inst.php?id=1691 (дата обращения: 10.03.2022).
23. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.03.2020 № 475 «Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и работы их руководителей, по результатам достижения которых устанавливаются выплаты стимулирующего характера руководителям таких учреждений» (Зарегистрирован 26.11.2021 № 66023).