УДК 378-042.1:001.89-052
https://doi.org/10.20339/AM.02-23.016
Ф.Ю. Кушнарев,
канд. полит. наук, доцент
кафедра социальной политики
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
e-mail: kushnarevcustoms@mail.ru
В статье автором анализируется отношение студентов к научно-исследовательской деятельности. Проведено социологическое исследование среди студентов ведущих вузов Ярославской области. Также проведена серия глубинных интервью со студентами, которые осознанно и добровольно занимаются в вузе научно-исследовательской деятельностью. Установлено, что юноши в большей степени, чем девушки, занимаются системно научно-исследовательской деятельностью. При этом большинство юношей и девушек, которые относятся к высокоресурсным группам, занимаются наукой, чтобы впоследствии поступить в магистратуру и аспирантуру. Юноши в большей своей массе считают, что через занятие наукой можно самоутвердиться, а девушки полагают, что через вовлечение в науку можно расширить свои социально значимые связи. Юноши из семей, которые относятся к среднересурсным и слаборесурсным группам, в большей своей массе занимаются наукой, чтобы поступить в магистратуру и потом по возможности в аспирантуру, чтобы их не взяли служить в армию. Кроме того, выявлено, что студенты, которые активно занимаются научно-исследовательской деятельностью, имеют высокую академическую успеваемость. В основном вовлечь в научную деятельность студентов пытаются специальные отделы в вузах, преподаватели, заместители деканов по науке. Установлено, что основные причины, по которым студенты не занимаются научно-исследовательской работой, — это отсутствие интереса к науке и исследованиям. Выявлено, что планируют поступать в магистратуру те, кто прежде систематически и целенаправленно принимал участие в научных конференциях, как и та часть студентов, которые относятся к высокоресурсным семейным группам (состоятельные семьи и родители с высшим образованием и на статусной должности). Чем менее состоятельна семья респондента, тем больше он желает получить грант на исследование. При этом девушки в большей степени, чем юноши, хотели бы получить грант.
Предлагаются мероприятия, направленные на стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов вузов.
Ключевые слова и словосочетания: мотивация, научно-исследовательская деятельность, научные подразделения, студенты, вузы.
Литература:
1. Таланов С.Л., Березин Д.Т. Отношение студентов к проектной деятельности // Социально-политические исследования. 2019. № 2 (3). С. 81–92.
2. Безусова Т.А., Рихтер Т.В. Влияние использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 2. С. 92–110.
3. Лапин П.М., Балезина Е.А. Мотивация студентов к выполнению научно-исследовательской работы и ее связь с установкой на построение академической карьеры в вузе // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. № 4. С. 662–672.
4. Левашова Ю.В., Шарикова Ю.В. Выявление уровня мотивации студентов к научно-исследовательской работе и разработка методов его повышения // Вопросы управления. 2019. № 5 (60). С. 242–250.
5. Баранова Л.А. Научно-исследовательская работа студентов как один из видов воспитания // АПК: инновационные технологии. 2019. № 2 (45). С. 56–59.
6. Clark C., Picton I. It makes me feel like I’m in a different place, not stuck inside: children and young people’s reading in 2020 before and during COVID-19 lockdown. National Literacy Trust. 2020.
7. Зиязиева Л.Р., Еламанова А.Б., Жакенова А.Т., Кайкенова А.А. Организация научно-исследовательской работы студентов с целью формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 4-1 (36). С. 26–27.
8. Гуляева Л.А. Научно-исследовательская работа как высшая форма самостоятельной работы студентов. В сборнике: Качество и полезность в экономической теории и практике. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. отв. ред.: В.А. Сибирцев; Новосибирский государственный университет экономики и управления. 2014. С. 59–61.
9. Кравцова Н.А., Ерофеева О.Н. Научно-исследовательская деятельность как форма организаций самостоятельной работы студентов // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 5-7 (73). С. 87–91.
10. Кушнарев Ф.Ю., Березин Д.Т., Румянцева Е.С. Влияние COVID-19 на систему высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 12–22. DOI: 10.20339/AM.10-22.012
11. Ханов Т.А., Баширов А.В. Научно-исследовательская работа студентов в вузе: причины снижения активности // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6-1. С. 209–214.