Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Влияние математической тревожности на психологическое явление когнитивного диссонанса у студентов-нематематиков

В.А. Еровенко
$2.50

УДК 37.09:5+159.9

https://doi.org/10.20339/AM.01-23.053

 

В.А. Еровенко

д-р физ.-мат. наук, проф.

Белорусский государственный университет

e-mail: erovenko@bsu.by

 

Множество проблем, влияющих на познавательный процесс при изучении математики студентами-нематематиками, неявно стимулирует преподавателей высшей математики чаще обращаться к исследованиям в области психологии, направленным на явление когнитивного диссонанса. В философии математического образования задачи когнитивного обучения понимаемой математике решаются по-разному в соответствии с культурно-образовательными традициями. Образовательная практика показывает, что математическая тревожность — это важная проблема обучения, наряду с формированием математического мышления.

Ключевые слова: когнитивный диссонанс, психологическое явление, феномен математической тревожности, математика нематематиков, студенты-химики.

 

Литература

 

1. Стеценко А.И. Признаки когнитивного диссонанса в вузе // Человек. Сообщество. Управление. 2009. № 4. С. 76–86.

2. Ахмедова Л.В. Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 7. С. 48–52.

3. Еровенко В.А. «Риторическая оболочка» в искусстве рациональной аргументации курса высшей математики для студентов-нематематиков // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 7. С. 94–99. DOI: 10.20339/AM.07-22.094

4. Маренко В.А., Лучко О.Н. Моделирование когнитивного диссонанса личностей как состояния социальной напряженности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25. № 1. С. 149–159.

5. Райхельгауз Л.Б. Педагогические подходы к преодолению математической тревожности школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 4. С. 12–15.

6. Бангура М. Влияние тревоги на успешность решения задач студентами // Российский журнал когнитивной науки. 2014. Т. 1. № 3. С. 13–17.

7. Адаскина А.А. Изучение феномена математической тревожности в зарубежной психологии // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 28–35.

8. Рохлин В.А. Лекция о преподавании математики нематематикам // Математическое просвещение. Серия 3. 2004. Вып. 8. С. 21–36.

9. Шевченко А.А. Понимание без объяснения: о важности одной дискуссии // Философия науки. 2020. № 4. С. 53–62.

10. Целищев В.В., Хлебалин А.В. Концепция понимания в математическом доказательстве // Омский научный вестник. Серия. Общество. История. Современность. 2021. Т. 6. № 4. С. 82–86.