УДК 378
https://doi.org/10.20339/AM.11-22.022
Н.Н. Двуличанская,
д-р пед. наук, канд. техн. наук, доцент,
профессор кафедры «Химия»,
МГТУ им. Н.Э. Баумана
e-mail: nnd@bmstu.ru
С.Л. Березина,
канд. техн. наук, доцент
кафедры «Химия»
МГТУ им. Н.Э. Баумана
В.Б. Пясецкий,
канд. техн. наук, доцент
кафедры «Лазерные и оптико-электронные системы»
МГТУ им. Н.Э. Баумана
e-mail: piasetsky@bmstu.ru
Современные социально-экономические условия развития общества определили требования к подготовке высокопрофессиональных конкурентоспособных специалистов, которые должны обладать не только профессиональными знаниями и умениями, но и целым набором универсальных компетенций, необходимых человеку в течение всей жизни для самообразования, самореализации, смены рода занятий, продуктивной профессиональной и других видов деятельности. В статье обосновывается актуальность и необходимость организации проектной деятельности студентов технического вуза как одной из инновационных педагогических технологий, направленных на развитие социально-личностных компетенций, активацию познавательных интересов, развитие творческих способностей. Анализируется сущность метода проектной деятельности в образовании, подчеркивается его проблемный, практико-ориентированный характер. Приводятся примеры выполненных студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана проектов, основанных на интеграции знаний по общеобразовательным предметам, а также дисциплин профессиональной подготовки; предложена система критериев оценки проекта. Выделены профессиональные и универсальные компетенции студентов технического вуза, формируемые в процессе выполнения практико-ориентированных проектов проблемного характера, овладение которыми способствует мобильности выпускников вуза на рынке труда, их социализации в обществе.
Ключевые слова: проектная деятельность студентов, технический вуз, мотивация, практико-ориентированные проекты, междисциплинарность, компетенции.
Литература
1. Двуличанская Н.Н., Пясецкий В.Б. Инженерная педагогика: практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 147–151.
2. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. № 2. С. 18–21.
3. Berezina S.L., Safonov V.A., Babaskina L.I. Student research skills development at University // Opcion. 2020. V. 36. No. S26. Р. 1331–1347.
4. Тетюкова Е.П., Белых Т.А. Проектное обучение — инновационный подход к организации учебного процесса в высших учебных заведениях РФ. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78833/1/fti_2019_037.pdf (дата обращения: 02.09.2022).
5. Бтемирова Р.И. Метод проектов в условиях современного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24488 (дата обращения: 02.09.2022).
6. Мишин И.Н. Реализация проектной деятельности в системе студентоцентрированного обучения // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. No. 3. С. 140–151. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-140-151.
7. Данчук И.И. Роль проектного обучения в подготовке выпускников современного вуза // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 101–108.
8. Модель реализации проектно-ориентированных образовательных программ различного профиля (бакалавриат/специалитет, магистратура), предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла. Приложение к письму директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки от 11.12.2017 № 05-20546 «О направлении материалов». URL: http://www.tsu.ru/upload/medialibrary/d30/modiel _poop.pdf (дата обращения: 02.09.2022).
9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. 1999. 538 с.
10. Проектное обучение: практики внедрения в университетах / [Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»]; под ред. Л.А. Евстратовой [и др.]. М.: Изд. Дом НИУ ВШЭ. 2018. 150 c.
11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Метод проектов: история и теория вопроса: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пос. 3-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия». 2010. С. 193–200.
12. Проектирование и запуск исследовательского модуля для мониторинга параметров околоземной атмосферы // Вестник педагогических наук. 2021. № 6. С. 136–139 / Касьянова М.А. [и др.].
13. Куклина М.В., Труфанов А.И., Уразова Н.Г., Бондарева А.В. Анализ внедрения проектного обучения в российских вузах // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. DOI: 10.17513/spno.31320.