Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Цифровая компетентность педагога как средство управления образовательным процессом в высшей школе

Е.А. Жесткова, Е.В. Клюева, Н.И. Фомина, Л.В. Филиппова
$2.50

УДК 378

https://doi.org/10.20339/AM.09-22.056                     

 

Е.А. Жесткова,

канд. филол. наук, доцент

кафедра дошкольного и начального образования

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

e-mail: ezhestkova@mail.ru

Е.В. Клюева,

канд. пед. наук, доцент,

кафедра дошкольного и начального образования

Национальный исследовательский Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

e-mail: klyueva.lena@list.ru

Н.И. Фомина,

канд. пед. наук, доцент,

кафедра дошкольного и начального образования

Национальный исследовательский Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

e-mail: ekvidi@mail.ru

Л. Филиппова,

канд. пед. наук, доцент,

кафедра дошкольного и начального образования

Национальный исследовательский Нижегородский государственный

 университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

e-mail: lyda0968@bk.ru

 

Эпоха цифровой революции характеризуется фундаментальной трансформацией экономики и общества. Цифровизация, выступая трендом развития всей системы образования, не обошла стороной и практику университетского менеджмента, вынужденного в условиях современных вызовов осуществлять поиск ресурсов и способов повышения качества образования вуза и его конкурентоспособности. 

ФГОС ВО и профессиональный стандарт педагога декларируют, что драйвером трансформации управленческих действий является переход от традиционных к инновационным подходам, связанным с цифровизацией образовательной среды.

Применение цифровых технологий в подготовке будущих педагогов приобретают личностный смысл для каждого преподавателя, а компетентность в этой области становится важным условием оптимизации выполнения им управленческих функций: планирования, организации и контроля. Несмотря на существующие научные работы по управлению образовательным процессом в высшей школе и цифровой компетентности педагога, их анализ свидетельствует об отсутствии должного обоснования и характеристики системы связей этих значимых компонентов в профессиональной деятельности педагогов.

Изучить эффективность модели повышения цифровой компетентности среди преподавателей вузов стало целью исследования на базе Арзамасского филиала «Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского». Эксперимент проводился с 2020 по 2021 год, общее количество участников — 282. Апробация модели включала: участие преподавателей экспериментальной группы, как в программах повышения цифровой компетентности, предлагаемых другими вузами, так и в реализуемых силами самого университета; освоение цифровых технологий при тесном взаимодействии с наставниками, вовлеченными в корпоративное обучение.

Эффективность экспериментальной модели оценивалась на основании результатов мониторинга уровней сформированности цифровой компетентности преподавателей.

Ключевые слова: высшая школа, управление образовательным процессом, цифровая компетентность.

 

Литературы

  1. Байбородова Л.В., Белкина В.Н., Груздев М.В., Гущина Т.Н. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 7–21.
  2. Морозов А.В. Особенности управления высшим учебным заведением в современных условиях // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 1. С. 1–17.
  3. Москалюк В.С. Необходимость цифровизации российского образования // Наука и образование сегодня. 2019. № 10 (45). С. 12–15.
  4. Павлюченко Е., Гичиев Н.С., Атаханов Р.А. Международный опыт повышения качества высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 441.
  5. Petrova, N.P., Borlakova, S.A., Klushina, N.P., Klushina, E.A. [et al]. Philosophical-anthropological view on higher education teacher professionalism and creativity. Opcion. 2018. Vol. 34. No. S15. P. 681–705.
  6. Strongin, R.G. University Administration in the Contemporary Conditions. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2017. No. 10 (216). P. 5–12
  7. Zhestkova, E., Fomina, N. Electronic information and educational environment of the university as a means of organizing independent work of students. In: environment. Technology. Resources: Proceedings of the 12th International Scientific and Practical Conference June 20–22, 2019. Vol. 2. Rezekne: Rezekne Academy of Technologies, 2019. P. 247–253.
  8. Zhestkova, E., Gusev, D., Kudakova, N., Maklaeva, E., Fedorova, S., Filippova, L. Social networks as a component of educational area of the high school. In: Environment. Technology. Resources: Proceedings of the 12th International Scientific and Practical Conference June 20–22, 2019. Vol. 2. Rezekne: Rezekne Academy of Technologies, 2019. P. 253–259.