УДК 378
https://doi.org/10.20339/AM.09-22.056
Е.А. Жесткова,
канд. филол. наук, доцент
кафедра дошкольного и начального образования
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
Е.В. Клюева,
канд. пед. наук, доцент,
кафедра дошкольного и начального образования
Национальный исследовательский Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
e-mail: klyueva.lena@list.ru
Н.И. Фомина,
канд. пед. наук, доцент,
кафедра дошкольного и начального образования
Национальный исследовательский Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
e-mail: ekvidi@mail.ru
Л.В. Филиппова,
канд. пед. наук, доцент,
кафедра дошкольного и начального образования
Национальный исследовательский Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
e-mail: lyda0968@bk.ru
Эпоха цифровой революции характеризуется фундаментальной трансформацией экономики и общества. Цифровизация, выступая трендом развития всей системы образования, не обошла стороной и практику университетского менеджмента, вынужденного в условиях современных вызовов осуществлять поиск ресурсов и способов повышения качества образования вуза и его конкурентоспособности.
ФГОС ВО и профессиональный стандарт педагога декларируют, что драйвером трансформации управленческих действий является переход от традиционных к инновационным подходам, связанным с цифровизацией образовательной среды.
Применение цифровых технологий в подготовке будущих педагогов приобретают личностный смысл для каждого преподавателя, а компетентность в этой области становится важным условием оптимизации выполнения им управленческих функций: планирования, организации и контроля. Несмотря на существующие научные работы по управлению образовательным процессом в высшей школе и цифровой компетентности педагога, их анализ свидетельствует об отсутствии должного обоснования и характеристики системы связей этих значимых компонентов в профессиональной деятельности педагогов.
Изучить эффективность модели повышения цифровой компетентности среди преподавателей вузов стало целью исследования на базе Арзамасского филиала «Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского». Эксперимент проводился с 2020 по 2021 год, общее количество участников — 282. Апробация модели включала: участие преподавателей экспериментальной группы, как в программах повышения цифровой компетентности, предлагаемых другими вузами, так и в реализуемых силами самого университета; освоение цифровых технологий при тесном взаимодействии с наставниками, вовлеченными в корпоративное обучение.
Эффективность экспериментальной модели оценивалась на основании результатов мониторинга уровней сформированности цифровой компетентности преподавателей.
Ключевые слова: высшая школа, управление образовательным процессом, цифровая компетентность.
Литературы
- Байбородова Л.В., Белкина В.Н., Груздев М.В., Гущина Т.Н. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 7–21.
- Морозов А.В. Особенности управления высшим учебным заведением в современных условиях // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 1. С. 1–17.
- Москалюк В.С. Необходимость цифровизации российского образования // Наука и образование сегодня. 2019. № 10 (45). С. 12–15.
- Павлюченко Е., Гичиев Н.С., Атаханов Р.А. Международный опыт повышения качества высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 441.
- Petrova, N.P., Borlakova, S.A., Klushina, N.P., Klushina, E.A. [et al]. Philosophical-anthropological view on higher education teacher professionalism and creativity. Opcion. 2018. Vol. 34. No. S15. P. 681–705.
- Strongin, R.G. University Administration in the Contemporary Conditions. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2017. No. 10 (216). P. 5–12
- Zhestkova, E., Fomina, N. Electronic information and educational environment of the university as a means of organizing independent work of students. In: environment. Technology. Resources: Proceedings of the 12th International Scientific and Practical Conference June 20–22, 2019. Vol. 2. Rezekne: Rezekne Academy of Technologies, 2019. P. 247–253.
- Zhestkova, E., Gusev, D., Kudakova, N., Maklaeva, E., Fedorova, S., Filippova, L. Social networks as a component of educational area of the high school. In: Environment. Technology. Resources: Proceedings of the 12th International Scientific and Practical Conference June 20–22, 2019. Vol. 2. Rezekne: Rezekne Academy of Technologies, 2019. P. 253–259.