Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Ключевые компетентности выпускников организаций профессионального образования

В.П. Соловьёв, Т.А. Перескокова
$2.50

 

УДК [37+378]::62

https://doi.org/10.20339/AM.06-22.068   

 

В.П. Соловьев,

канд. техн. наук, проф.

НИТУ МИСИС

e-mail: solovjev@mail.ru

Т.А. Перескокова,

канд. пед. наук, доц.

Старооскольский филиал

Российского геологоразведочного университета (МГРИ) имени Серго Орджоникидзе

e-mail: solovjev@mail.ru

 

Рассматривается проблема совершенствования подготовки кадров для отечественной экономики в новой модели ее развития. Предлагается обратить внимание на формирование у студентов таких ключевых компетентностей, как ответственность и приверженность качеству. Представлены эталонные требования к инженеру, разработанные Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов, которые могут стать основой профессиональных компетентностей выпускников вузов и колледжей. Показано использование принципов менеджмента качества в образовательной деятельности.

Ключевые слова: компетентность, ответственность, качество, приверженность качеству, принципы менеджмента качества, студент, выпускник, специалист.

 

Литература

  1. Макурин А. С чувством заменимости // АиФ. 2022. № 10. С. 3.
  2. Кондратьев В.В., Галиханов М.Ф., Шагеева Ф.Т., Осипов П.Н., Овсиенко Л.В. Региональное развитие: новые вызовы для инженерного образования (обзор конференции) // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 111–132.
  3. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Модернизация системы профессионального образования: современные реалии и новые вызовы // Инженерное образование. 2020. № 28. С.104–117.
  4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 18–23.
  5. Концепция ФГОС ВО четвертого поколения. URL: https://25fumo.mai.ru/meetings/Materialy_KS_31.03.2021.pdf
  6. Исаев А.П., Плотников Л.В. Мягкие навыки для успешной карьеры выпускников инженерного профиля // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 63–77
  7. Бондарева Л.В., Потемкина Т.В., Саулембекова Г.С. Влияние «мягких» навыков на готовность к самостоятельному трудоустройству: опыт самооценки будущих инженеров // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 59–74.
  8. Тутушкина М.К. Практическая психология. M: Дидактика плюс, 1997. 335 с.
  9. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. М.: Юрайт, 2011. 173 с.
  10. Рогов Е.И. Общая психология. М.: Владос, 1995. 446 с.
  11. Немов Р.С. Психология. М.: Юрайт, 2010. 639 с.
  12. Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Ответственность — ключевая компетенция инженера ХХI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 107–118.
  13. Перескокова Т.А., Соловьев В.П. О готовности выпускников вузов к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 5. С. 39–46. DOI 10.20339/AM.05-20.039
  14. Пшенников В.В. Японский менеджмент. Уроки для нас. М.: Япония сегодня, 2000. 334 с.
  15. Лайкер Д., Майер Дж. Талантливые сотрудники: Воспитание и обучение людей в духе дао Toyota. М.: Точка, 2019. 294 с.
  16. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. О проблемах качества высшего профессионального образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 1. С. 35–42. DOI 10.20339/AM.01-21.035
  17. Соловьев В.П., Перескокова Т.П. Об аккредитации и качестве образования в России // Аккредитация в образовании. 2019. № 7 (115). С. 49–57.
  18. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  19. Карабасов Ю.С., Роменец В.А., Соловьев В.П., Моргунов И.Б. Научно-методическая система проектирования структуры и содержания профессиональных образовательных программ // Известия Международной Академии высшей школы. 2004. № 3 (29). С. 33–50.
  20. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Профессиональное образование: цели, задачи, процессы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. С. 9–15. DOI 10.20339/AM.08-21.009
  21. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Ориентация на потребителя как принцип высшего образования // Высшее образование сегодня. 2020. № 4. С. 2–8.