Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Инклюзивное образование в вузе: проблемы и перспективы развития

А.Л. Кузеванова, А.Ю. Чернов, В.А. Зоркова, А.О. Ивашкина
$2.50

УДК 378-056.2

https://doi.org/10.20339/AM.06-22.052 

 

А.Л. Кузеванова,

д-р социол. наук, доцент,

зав. Кафедрой социологии, общей и юридической психологии

Волгоградский институт управления —

филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

e-mail: angelina2000@list.ru

А.Ю. Чернов,

д-р психол. наук, профессор,

профессор кафедры социологии, общей и юридической психологии Волгоградского института управления —

филиала Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

e-mail: achernov1@yandex.ru

В.А. Зоркова,

канд. социол. наук, доцент

кафедры государственного управления и менеджмента

Волгоградского института управления —

филиала Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

e-mail: shirjaeva_v@mail.ru

А.О. Ивашкина,

cпециалист

ООО «Агентство маркетинговых коммуникаций», г. Волгоград

e-mail: ivashkina.anastasia@mail.ru

 

 

В статье представлен анализ результатов комплексного социологического исследования, проведенного с целью выявления проблем внедрения инклюзивного образования в вузах и определения перспектив его развития. Настоящее исследование проведено с учетом мнений трех групп участников инклюзивного образовательного процесса: преподавателей, студентов и инвалидов. Для сбора эмпирической информации были использованы методы анкетного опроса и глубинного интервью. Исследование проводилось на базе Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС. Результаты анкетирования преподавателей показали, что большинство респондентов положительно относятся к инклюзивному образованию, но в их восприятии сохраняются негативные стереотипы в отношении некоторых групп студентов, имеющих различные виды инвалидности. Анализ данных глубинных интервью со студентами показал, что большинство из них положительно относятся к созданию в вузе инклюзивной среды. Однако выяснилось, что большая часть участников интервью слабо информированы о целях, задачах, образовательных технологиях, планируемых результатах инклюзивного образования, о правилах и основах взаимодействия со студентами, имеющими инвалидность. 71,1% опрошенных инвалидов продемонстрировали желание учиться в вузе, что свидетельствует о наличии социального запроса этой группы населения на получение высшего образования. Совместное обучение со студентами без ограниченных возможностей здоровья, по мнению 53,3% участников опроса, даст возможность получить качественное образование и позволит участвовать в жизни коллектива. Большинство опрошенных инвалидов в целом положительно оценивают перспективы развития высшего инклюзивного образования. Проведенный анализ собранной эмпирической информации позволил выявить комплекс проблем в развитии инклюзивного образования в вузе: мировоззренческих, информационных, социально-трудовых, организационно-образовательных. Решение этих проблем может быть осуществлено путем создания эффективной системы профессиональной подготовки вузовских преподавателей, организации студенческого волонтерского движения по сопровождению студентов-инвалидов, формирования в вузе штата вспомогательного персонала по работе с инвалидами, использования наряду с традиционными формами обучения возможностей дистанционного образования.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, совместное обучение, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность.

 

Литература

  1. Андреева Р.В. Развитие инклюзивного образования в вузе // Juvenis scientia. 2016. № 1. С. 41–42.
  2. Бурилкина С.А., Каминский А.С. Студенческая молодежь и инклюзивное образование // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 2. С. 24–29.
  3. Голикова Е.М., Сидорова И.Г. Реализация инклюзивного образования в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. C. 70–72.
  4. Доклад Министерства труда и социальной защиты РФ «Состояние и динамика инвалидности детского населения Российской Федерации» URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/36 (дата обращения: 08.05.2021).
  5. Зиновьева В.И., Берсенев М.В., Носова А.Л. Инклюзивное образование и вуз: анализ мнений и факторы развития // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. № 67. С. 181–187.
  6. Зорина Е.Е. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 5. С. 165–184.
  7. Кохан С.Т., Патеюк А.В., Антонов В.Л. Исследование отношения студентов к инклюзивному образованию в Забайкальском государственном университете // Бюллетень науки и практики. 2017. № 3 (16). С. 257–260.
  8. Лукьянова Н.А., Щукина Н.И., Фелл Е.В. Инклюзия в корпоративной культуре вуза: подходы к пониманию и направления изменения // Вестник науки Сибири. 2016. № 1. С. 101–110.
  9. Мартынова Е.А., Романович Н.А. Структура и содержание компетенций педагогических работников инклюзивного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 2. С. 40–47.
  10. Попов В.В., Музыка О.А. Инклюзивное образование в контексте социальных трансформаций // Colloquium-journal. 2019. № 6. С. 88–90.
  11. Родина Л.И. Готовность преподавателя вуза к организации инклюзивного образования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 4. С. 91–99.
  12. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Задачи и направления деятельности специалистов комплексного сопровождения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25163 (дата обращения: 9.05.2021).
  13. Хуснутдинова М.Р. Риски инклюзивного образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 23–46.
  14. Щипанкина Е.С. Организация обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в пространстве университета: проблемы и перспективные решения // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: материалы международного образовательного форума (20–22 октября 2015 г.). Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2015. С. 169–173.
  15. Bartz J. All inclusive?! Empirical insights into individual experiences of students with disabilities and mental disorders at German universities and implications for inclusive higher education // Education Sciences. 2020. No. 10 (9). P. 1–25.
  16. Campoy-Cubillo M.-C., Fortea-Bagán M.-A. Panorama de la investigación y prácticas universitarias en el ámbito de las necesidades especiales // Cultura y Educacion. 2020. No. 32 (1). P. 9–16.
  17. Gilson C.B., Gushanas C.M., Li Y.-F., Foster K. Defining Inclusion: Faculty and Student Attitudes Regarding Postsecondary Education for Students with Intellectual and Developmental Disabilities // Intellectual and Developmental Disabilities. 2020. No. 58 (1). P. 65–81.
  18. Llorent V.J., Zych I., Varo-Millán J.-C. Visión del profesorado sobre la educación inclusiva en la universidad en España // Cultura y Educacion. 2020. No. 32 (1). P. 147–181.
  19. Lukovenko T., Kalugina N., Sorokin N., Bulavenko O. Accompanying persons with disabilities at university: skills development among volunteers // International Journal of Instruction. 2021. No. 14 (2). P. 935–952.
  20. Moriña A., Orozco I. Facilitating the retention and success of students with disabilities in health sciences: Experiences and recommendations by nursing faculty members // Nurse Education in Practice. 2020. No. 49. DOI: 10.1016/j.nepr.2020.102902
  21. Rillotta F., Arthur J., Hutchinson C., Raghavendra P. Inclusive university experience in Australia: Perspectives of students with intellectual disability and their mentors // Journal of Intellectual Disabilities. 2020. No. 24 (1). P. 102–117.
  22. Wray M. Additional support services and the utilisation of teaching assistants in university settings: dissuading inclusive practice or improving academic outcomes? // Support for Learning. 2021. No. 36 (1). P. 102–115.
  23. Zárate-Rueda R., Murallas-Sánchez D., Ortega-Zambrano C. Inclusión educativa e inserción laboral desde el enfoque de capacidades: Una perspectiva fenomenológica y de diversidad functional // Revista de Investigacion Educativa. 2021. No. 39 (1). P. 265–282.
  24. Yaqun Z., Rebrina F.G., Sabirova F.M., Afanaseva J.A. Blended Learning Environments in Inclusive Education at the University // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. No. 15 (21). P. 145–161.