УДК 378-044.3:005.6
https://doi.org/10.20339/AM.03-22.080
О.В. Григораш,
д-р техн. наук, д-р пед. наук, профессор,
заведующий кафедрой
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
e-mail: grigorasch61@mail.ru
Т.В. Петренко,
канд. психол. наук, доцент
кафедры педагогики и психологии
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
e-mail: tan_dem@list.ru
Несмотря на вносимые изменения в аккредитационные показатели вузов, предлагаемые критерии оценки косвенно отражают способность вузов осуществлять качественную подготовку выпускников. Известно, что основной целью образовательной деятельности является передача обучающимся устоявшихся знаний, умений, навыков, на базе которых формируются компетенции, необходимые и достаточные выпускникам вузов в их будущей профессиональной деятельности. Таким образом, для объективной оценки способности вузов готовить высококвалифицированные кадры необходимо оценивать педагогическую квалификацию преподавателей, проводивших занятия, и результаты подготовки обучающихся. В статье рассматривается методика оценки потенциала вуза по подготовке квалицированных кадров, в основу которой положена оценка учебной и профессиональной активности студентов по образовательным программам вуза.
Показатель учебной активности студентов по образовательной программе определяется с учетом индивидуальных оценок, полученных в период обучения по изучаемым дисциплинам, учитывающих квалификацию преподавателей, проводивших занятия, а также оценок, полученных по результатам практик и государственной итоговой аттестации. Квалификация преподавателей определяется по результатам оценок, полученных во время контрольных посещений их занятий должностными лицами, и оценки, полученной по результатам выполнения тестовых заданий по преподаваемым дисциплинам. Показатель профессиональной активности студента учитывает результаты его научно-исследовательской работы, награды, поощрения и взыскания, полученные за период обучения, а также стипендии. Потенциал вуза по подготовке квалифицированных кадров определяется как среднее арифметическое значение коэффициентов качества образования выпускников по образовательным программам вуза.
Ключевые слова: студенты, преподаватели, квалификация преподавателей, качество образования выпускников вуза, учебная и профессиональная активность студентов, потенциал вуза.
Литература
1. Бедерханова В.П. Высшее техническое образование: особенности и перспективы развития // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). 2017. № 8(132). С. 1389–1399.
2. Болотов В.А., Карданова Е.Ю., Енчикова Е.С. [и др.]. К вопросу об оценке качества инженерного // Высшее образование сегодня. 2015. № 6. С. 3–8.
3. Воробьев А.Е., Мурзаева А.К. К оценке эффективности деятельности кафедры вуза // Мир науки. 2017. Т. 5. № 5. С. 8–11.
4. Григораш О.В., Трубилин А.И. Комплексная оценка качества подготовки студентов и эффективности деятельности кафедры: монография. Краснодар: КубГАУ, 2017. 185 с.
5. Григораш О.В. Современные технологии оценки эффективности работы кафедры технического вуза: монография. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. 216 с.
6. Грушевский С.П., Луценко Е.В., Лойко В.И. Измерение результатов научной деятельности: проблемы и решения / под ред. Е.В. Луценко. Краснодар: КубГАУ, 2017. 343 с.
7. Елшанский С.П. Об оценке эффективности образования в вузе // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 99–108.
8. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные подходы к оцениванию качества результатов высшего образования // Педагогические измерения. 2016. № 1. С. 32–38.