Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Сущность и структура понятия «проектная компетентность будущих педагогов в вузовской среде»

О.Ю. Муллер
$2.50

УДК 378

https://doi.org/10.20339/AM.12-21.077

 

О.Ю. Муллер,

канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры педагогики

профессионального и дополнительного образования

Сургутский государственный университет

e-mail: olga_megion@mail.ru

 

Данная статья посвящена формированию проектной компетентности будущих педагогов в вузовской среде. Важными задачами являются требования социального заказа к подготовке педагогических кадров, которые обладают навыками проектной деятельности: личностная и профессиональная готовность педагога к творчеству, способность принимать нестандартные решения, взаимодействовать с обучающимися. Цель статьи — рассмотреть сущность и структуру понятия «проектная компетентность будущих педагогов в вузовской среде». Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение. Научная новизна исследования заключается в конкретизации сущности и структуры проектной компетентности будущих педагогов в вузовской среде, выявлении и детальном описании их содержания. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обогащают теорию и методику профессионального образования в области формирования проектной компетентности будущих педагогов; практическая значимость заключается в эффективной реализации модели формирования проектной компетентности будущих педагогов в в вузовской среде.

Ключевые слова: проектная компетентность, педагогическое образование, студент, проект, проектная деятельность, проектное обучение.

 

Литература

  1. Kilpatrick W.H. The Project Method: The Use of the Purposeful Act in the Educative Process. Tearhers College Columbia University, 1929. 24 p.
  2. Knoll M. Project Method. Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy. C.D. Phillip (Ed.). Thousend Oaks, CA: Sage. 2014. Vol. 2. P. 665–669.
  3. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
  4. Гулакова М.В., Харченко Г.И. Проблема формирования проектной компетентности студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 3746–3750.
  5. Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. М.: Педагогика пресс, 2000. 384 с.
  6. Заир-Бек Е.С. Современная методология проектных исследований и инноваций в образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. № 185. С. 15–23.
  7. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 122–127.
  8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 35 с.
  9. Иванова Л.В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя // Науковедение. 2014. Вып. 4 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-osnova-razv... (дата обращения: 24.06.21).
  10. Лебедева Н.Г., Паладьев С.Л., Ходырев А.М. Нормативно-правовой анализ социального заказа на подготовку педагогических кадров в России // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6 (105). С. 47–53.
  11. Макклелланд Д. Мотивация человека / науч. ред. пер. Е.П. Ильина. М.; СПб.,: Печатный двор им. А.М. Горького, 2007. 669 с.
  12. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 191 с.
  13. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
  14. Рыбина И.Р., Попова И.Ю. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 4 (60). С. 299–302.
  15. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.
  16. Трищенко Д.А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 4. С. 132–152.