УДК 378
https://doi.org/10.20339/AM.12-21.077
О.Ю. Муллер,
канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры педагогики
профессионального и дополнительного образования
Сургутский государственный университет
e-mail: olga_megion@mail.ru
Данная статья посвящена формированию проектной компетентности будущих педагогов в вузовской среде. Важными задачами являются требования социального заказа к подготовке педагогических кадров, которые обладают навыками проектной деятельности: личностная и профессиональная готовность педагога к творчеству, способность принимать нестандартные решения, взаимодействовать с обучающимися. Цель статьи — рассмотреть сущность и структуру понятия «проектная компетентность будущих педагогов в вузовской среде». Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение. Научная новизна исследования заключается в конкретизации сущности и структуры проектной компетентности будущих педагогов в вузовской среде, выявлении и детальном описании их содержания. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обогащают теорию и методику профессионального образования в области формирования проектной компетентности будущих педагогов; практическая значимость заключается в эффективной реализации модели формирования проектной компетентности будущих педагогов в в вузовской среде.
Ключевые слова: проектная компетентность, педагогическое образование, студент, проект, проектная деятельность, проектное обучение.
Литература
- Kilpatrick W.H. The Project Method: The Use of the Purposeful Act in the Educative Process. Tearhers College Columbia University, 1929. 24 p.
- Knoll M. Project Method. Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy. C.D. Phillip (Ed.). Thousend Oaks, CA: Sage. 2014. Vol. 2. P. 665–669.
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
- Гулакова М.В., Харченко Г.И. Проблема формирования проектной компетентности студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 3746–3750.
- Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. М.: Педагогика пресс, 2000. 384 с.
- Заир-Бек Е.С. Современная методология проектных исследований и инноваций в образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. № 185. С. 15–23.
- Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 122–127.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 35 с.
- Иванова Л.В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя // Науковедение. 2014. Вып. 4 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-osnova-razv... (дата обращения: 24.06.21).
- Лебедева Н.Г., Паладьев С.Л., Ходырев А.М. Нормативно-правовой анализ социального заказа на подготовку педагогических кадров в России // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6 (105). С. 47–53.
- Макклелланд Д. Мотивация человека / науч. ред. пер. Е.П. Ильина. М.; СПб.,: Печатный двор им. А.М. Горького, 2007. 669 с.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 191 с.
- Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
- Рыбина И.Р., Попова И.Ю. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 4 (60). С. 299–302.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.
- Трищенко Д.А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 4. С. 132–152.