Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Опыт преподавания грамматики в неязыковом вузе (на примере изучения русского языка студентами-медиками)

С.В. Волынкина
$2.50

УДК 811.161.1:37.09

https://doi.org/10.20339/AM.11-21.072

 

С.В. Волынкина,

канд. филол. наук, доц.

Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф. Войно-Ясенецкого

e-mail: volinkina-zapad@mail.ru   

 

Исследованы вопросы повышения качества и эффективности обучения грамматике русского языка студентов нефилологических специальностей. Об актуальности данной темы говорит, с одной стороны, недостаточное внимание исследователей к проблемам преподавания русского языка в неязыковых вузах, а с другой стороны, значительные изменения в качестве и способе освоения знаний современными студентами, родившимися в эпоху интернета, ориентированными на цифровое и практическое обучение, не готовыми к реальной (невиртуальной) коммуникации и часто не умеющими точно и логично выразить мысль. На основе анализа лингводидактической литературы и многолетней практики работы в нелингвистическом университете разработана и представлена авторская методика формирования у студентов мотивации к обучению и включенного освоения норм русской грамматики. Спецификой названного подхода является синтез традиционных репродуктивных методик обучения с творческими видами деятельности, позволяющими максимально задействовать воображение учащихся, развить у них образное мышление, мотивировать к изучению языка и через него — к активному самовыражению. Кроме того, благодаря весомой творческой составляющей данного подхода преодолевается серьезная проблема современной педагогики — использование студентами ресурсов интернета для списывания готовых ответов. Названные положительные аспекты комплексного подхода в преподавании грамматики нефилологам представляются полезным педагогическим опытом, позволяющим рекомендовать его для обучения студентов остальным языковым разделам курса. 

Ключевые слова: обучение, мотивация, лингводидактика, русский язык, грамматика, комплексный подход.

 

Литература

  1. Беляева А.Ю., Прокофьева Л.П. Интерактивные методы в преподавании русского языка как иностранного (из опыта работы со студентами-медиками) // Предложение и Слово. Сборник научных трудов / отв. редактор С.В. Андреева. Саратов, 2013. С. 265–269.
  2. Бобрицкая Ю.М. Индукция и дедукция в преподавании грамматики иностранного языка в неязыковом вузе // Актуальные проблемы гуманитарных наук и образования в современном коммуникативном пространстве. Материалы междунар. науч.-практ. конференции / под ред. Н.Н. Сперанской. СПб., 2016. С. 12–16.
  3. Важенина А.М., Хаюрова А.Ю., Шустанова Т.А., Устинова Т.И. О некоторых современных аспектах преподавания практической грамматики в неязыковом вузе // Педагогические науки. 2011. № 4(49). С. 138–141.
  4. Гапонова Ж.К. Трудные случаи грамматики в преподавании русского языка // Русская грамматика: активные процессы в языке и речи. Сб. науч. трудов Международного научного симпозиума / научный редактор В.Н. Степанов. Ярославль, 2019. С. 608–615.
  5. Голицына Т.Н. Из опыта преподавания морфологии современного русского языка // Русистика в системе современного научного знания: XXXII Распоповские чтения. Материалы междунар. конф. Научный редактор: Л.М. Кольцова. Воронеж, 2014. С. 33–39.
  6. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 2003. 240 с.
  7. Дубровина Е.В. Обучение грамматике на уроках РКИ // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе. Материалы IX Международной научной конференции, посвященной 10-летию кафедры русского языка как иностранного. Тамбов, 2020. С. 78–81.
  8. Дятко И.М. О некоторых вопросах преподавания грамматики русского языка иностранным студентам // Культура, наука и религия: поиски и открытия. Материалы XI междунар. науч.-практической конференции. Балашиха, 2020. С. 78–82.
  9. Комовская Е.В., Углова З.П. Концепции представления и описания грамматики русского языка в преподавании русского как иностранного // Образование и педагогика: перспективы развития: Сб. материалов Всеросс. научно-практ. конф. Чебоксары, 2020. С. 244–247.
  10. Кузнецова М.В., Скрибнюк И.А. Методика преподавания грамматики английского языка в неязыковом вузе // Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества. Сб. статей по итогам Междунар. научно-практ. конф. Самара, 2019. С. 54–55.
  11. Кукушкина Е.А. К проблеме преподавания грамматики иностранного языка в неязыковом вузе // Кооперативная самобытность в новом тысячелетии: Материалы Росс. научно-практ. конф. Новосибирск, 2001. С. 94–95.
  12. Маркова Н.С. Система упражнений по теме «Локативные местоименные наречия» (из опыта преподавания русского языка как иностранного) // Высшее образование сегодня. 2019. № 11. С. 24–29.
  13. Медведева Н.В., Рябухина Е.А., Фоминых Л.С. Методика обучения русскому языку: типы и структура уроков русского языка (грамматика и правописание). Уч.-метод. пос. Пермь, 2015. 103 с.
  14. Орлова Е.В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов. Ростов н/Д, 2016. 464 с.
  15. Ремчукова Е.Н. Креативный потенциал русской грамматики (морфологические ресурсы языка). Автореф. дисс. … д-ра филол. наук. М., 2005.
  16. Рубцова Е.В. Принципы обучения грамматике в процессе преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе // Региональный вестник. 2019. № 21 (36). С. 29–30.
  17. Селеменева О.А. Интерактивные формы и методы обучения в курсе синтаксиса русского языка // Современное образование. 2017. № 2. С. 44–56.
  18. Спиридонова Л.Н. Сторителлинг: из опыта применения игровых технологий в преподавании русского языка как иностранного // Русский язык в поликультурном мире. Сборник научных статей IV междунар. симпозиума; в 2 т. Симферополь, 2020. С. 187–193.
  19. Успенская Е.А. Особенности преподавания грамматики второго иностранного языка в неязыковом вузе // Альманах современной науки и образования. 2010. № 2-2. С. 166–169.
  20. Шугина Т.И. К вопросу о преподавании грамматики в неязыковом вузе // Февральские чтения. Сб. материалов научно-практ. конф. профессорско-преподавательского состава Сыктывкарского лесного института по итогам научно-исследовательской работы в 2013 г. Сыктывкар, 2014. С. 224–229.
  21. Щербакова О.М. Специфика образования императива в русском языке (из опыта преподавания РКИ в вузе) // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации. Сб. м-лов II междунар. научно-метод. конф.-вебинара. Курск, 2017. С. 133–140.
  22. Якимова А.В. К вопросу о методике преподавания грамматики русского языка как иностранного на элементарном уровне в вузе // Амурский научный вестник. 2016. № 3. С. 148–153.