УДК 378
https://doi.org/10.20339/AM.11-21.058
О.Д. Притула,
канд. экон. наук, доц., заведующая кафедрой
экономики и финансов
e-mail: pritula.ok@gmail.com
Д.С. Штрейс,
канд. ист. наук, доц. кафедры теории и практики управления
e-mail: shtden@yandex.ru
РАНХи ГС при Президенте РФ, Новгородский филиал
Представлен анализ проблемы адаптации существующих моделей образования к потребностям современного общества в условиях трансформации экономики. Цель исследования — обосновать возможность разработки и использования гибкой модели обучения в системе высшего образования с учетом потребностей общества и отраслевой дифференциации экономики. Как результат, в статье отмечена связь качества подготовки и степени сегментации экономики с учетом уровня отраслевой дифференциации, обозначены факторы, определяющие модель Agile-образования и ее конечный продукт. Авторами определена взаимосвязь степени отраслевой сегментации и ступеней в рамках модели Agile- образования, где качество образовательного продукта предлагается выражать категорией эксклюзивности компетенций. Предложена схема организации обучения в рамках Agile-модели образования подготовки с учетом современных тенденций развития общественно-экономического сектора. Практическое значение исследования заключается в наличии возможности использования гибкой модели высшего образования в современных условиях цифровой трансформации и адаптации к потребностям общества. Отдельное внимание уделяется особенностям освоения уровней образования и источникам финансирования. Социальные последствия исследования — возможность выбора индивидуальной траектории образования. Оригинальность — перспективы, вызовы и потребности современного общества выступают в качестве предпосылок модернизации модели высшего образования.
Ключевые слова: сегментация экономики, отраслевая дифференциация, факторы, определяющие гибкую модель образования, продукт гибкой модели образования, компетенции.
Литература
1. Сапожков О. Для экономики знаний России придется переучиваться. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3450155
2. Сидоров С.В. Основные модели образования. URL: http://si-sv.com/publ/1/osnovnye_modeli_obrazovanija/14-1-0-504 (дата обращения: 25.01.2021).
3. Яворский В.В., Юров В.М., Байдикова Н.В. Современные педагогические технологии и модели в системе образования // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-3. С. 329–332; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7138 (дата обращения: 25.01.2021).
4. Бровкин А.В. Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса: часть 1 // Современное образование. 2018. № 1. С. 1–10. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25053
5. Белоусова Л.С. Методология исследования устойчивости строительного комплекса в регионе во взаимосвязи отраслевых и территориальных аспектов // Экономические науки. 2009. № 2 (51). С. 99–104.
6. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3–26.
7. Ермаков Д.С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. № 1 (81). С. 104–112.