Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Значение философского анализа истории для экологического образования

Н.В. Попкова
$2.50

УДК 11

https://doi.org/10.20339/AM.11-21.037

 

Н.В. Попкова,

д-р филос. наук, канд. техн. наук, доц.,

проф. кафедры «Философия, история и социология»

Брянский государственный технический университет

e-mail: npopkova12@rambler.ru

 

          Рассмотрена необходимость исторического анализа взаимоотношений человека и природы для формирования теоретической базы экологического образования. Показано, что целостная картина исторического взаимодействия между человечеством и биосферой Земли необходима для понимания современных глобальных процессов: раскрытие причин экологического кризиса поможет созданию программ экологизации человеческой деятельности. Традиционные исторические подходы, разработанные философией истории, не подходят для решения этой задачи, так как не учитывают биосферные ограничения научно-технического прогресса и эволюционную роль человече ва в биосфере. В статье рассматриваются новые концепции, предлагаемые для комплексного исследования исторических процессов и вызванных ими биосферных трансформаций. Делается вывод, что уровень их разработанности пока не позволяет использовать их для учебных целей. Тем не менее производимый с их помощью анализ последствий технического развития в контексте исторической реальности позволяет отразить тенденцию технологизации человека и природы. Основные закономерности взаимоотношений человечества и биосферы можно выделить на основе соотношения биологических и технологических факторов, от которых зависела жизнь людей в различные эпохи. Понимание закономерного характера современного экологического кризиса необходимо для разработки научно обоснованных программ нейтрализации негативных последствий становления и расширения технической реальности.

Ключевые слова: экологическое образование, философия истории, современность, экологический кризис, человечество, природа, техника.

 

Литература

  1. Демиденко Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни. М.: МАОР, 2003. 247 с.
  2. Керимова Н.И. Концепции экологической этики // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 8. С. 85–88.
  3. Ковалев А.М. Законы истории и облик современного мира: идеи, размышления, гипотезы. М.: Че-Ро, 2003. 401 с.
  4. Ковалев А.М. Общество — развивающийся организм. М.: Квадратум, 2000. 378 с.
  5. Костина И.Б. Ценностно-мировоззренческие основания постнеклассического экологического образования и их интеграция // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 10. С. 115–118. DOI: 10.20339/AM.10-16.115
  6. Кульпин Э.С. Социоестественная история — ответ на вызовы времени // Историческая психология и социология истории. 2008. № 1. С. 196–207.
  7. Лось В.А. Социокультурный анализ цивилизационных процессов: взаимосвязь цикличных и линейных подходов к динамике мирового развития // Век глобализации. 2014. № 2. С. 78–90.
  8. Маякова А.В. Идентификация и прогнозирование социокультурных рисков современной антропосферы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 7. С. 56–59. DOI: 10.20339/AM.07-19.056
  9. Назаретян А.П. Нелинейное будущее: сингулярность XXI века как элемент мегаистории // Век глобализации. 2015. № 2. С. 18–34.
  10. Панина Г.В. Профессиональная этика в инженерном образовании // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 2. С. 99–104.
  11. Попкова Н.В. Философская экология. М.: URSS, 2010. 351 с.
  12. Попкова Н.В. Философские основания экологической этики и ее преподавание // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 26–29. DOI 10.20339/AM.2-18.026
  13. Розов Н.С. Преподавание философских основ социальных наук и истории: от изолированных парадигм к интеграции универсальных аспектов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 1.С. 26–30. DOI: 10.20339/AM.01-19.026
  14. Чернов К.В. Мировоззренческие и методологические основы преподавания дисциплин по техносферной безопасности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 6. С. 37–42. DOI: 10.20339/AM.06-18.037
  15. Чумаков А.Н. Основные тренды мирового развития: реалии и перспективы // Век глобализации. 2018. № 4. С. 3–15. DOI: 10.30884/vglob/2018.04.01
  16. Christian D. Big History and the Future of Humanity // Journal of Global History. 2011. Vol. 6. P. 536–546.
  17. Nazaretyan A. Mega-History and the 21st century singularity puzzle // Philosophy and Cosmology. 2015. Vol. 15. Р. 84–98.
  18. Ursul A., Ursul Т. Universal (Global) Evolutionism // Philosophy and Cosmology. 2018. Vol. 20. Р. 33–41.