Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Трансформация высшего образования в условиях глобализации: новые форматы и альтернативные модели

И.В. Абакумова, М.В. Финько, Ю.С. Князева
$2.50

УДК 378

https://doi.org/10.20339/AM.09-21.007        

 

И.В. Абакумова,

д-р психол. наук, проф., декан факультета

психологии, педагогики и дефектологии, заведующая кафедрой

общей и консультативной психологии,

член Российского психологического общества,

член Президиума УМО по психологическим наукам,

эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования;

член экспертного совета ВАК по психологии и педагогике,

член-корреспондент РАО

e-mail: abakira@mail.ru

М.В. Финько,

д-р филос. наук, проф., профессор кафедры

философии и мировых религий,

член совета по теологическому образованию

Ростовской-на-Дону епархии РПЦ

e-mail: mvfinko@mail.ru

Ю.С. Князева,

канд. экон. наук, доц., начальник управления

трансформации образования,

сертифицированный профессионал по управлению проектами

(Certified Project Manager — IMPA Level C)

e-mail: ysknyazeva@gmail.com

Донской государственный технический университет

 

Рассматривается ситуация включения университетов в трансформационные процессы отечественного высшего образования, вынужденного реагировать на глобальные вызовы и внутренние потребности в системных изменениях. Обозначены ключевые особенности развития высшего образования в России и выявлены противоречия между традиционными форматами организации обучения и новыми образовательными моделями. Выделены общие тенденции и проблемные зоны развития образовательных систем современных университетов. Проанализирован опыт трансформации ведущих российских вузов, внедряющих альтернативные форматы в образовательное, научное, социокультурное поле университета. Полученные результаты позволяют по-новому осмыслить происходящие в университетах изменения и определить перспективные направления развития образовательной системы. Представлены материалы, подтверждающие возможность результативного варианта развития процессов трансформации университетского образования, отличного от уже реализуемых на ведущих университетских площадках. Также обозначены предварительные результаты реализации первого этапа эксперимента трансформации инженерного образования, проводимого в Донском государственном техническом университете (проект «Школа Икс», создание Института опережающих технологий). В качестве дальнейших перспектив развития экспериментальной деятельности университета обозначена реализация уникального проекта «Т-университет», построенного на основании принципа индивидуальных образовательных технологий, позволяющих реализовать новый подход к логике, дизайну и содержанию учебного плана, включающего несколько уровней: университетский минимум, области наук и технологий, «мейджоры» и «элективы».

Ключевые слова: глобализация; высшее образование; трансформация образования; образовательные модели; стратегии развития; индивидуальные образовательные траектории; новые образовательные практики; ключевые компетенции инженера.

 

Литература

  1. Баранников К.А., Реморенко И.М. Как создаются результаты: методические подходы к проектированию образовательных результатов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 2. С. 3–23.
  2. Богдан Е.С. Развитие как важный компонент формирования компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных специальностей // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11, № 3. С. 6.
  3. Болотов В.А., Мотова В.Г., Наводнов В.Г. Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С.  9–25.
  4. Брызгалина Е.В. Фундаментальное образование в современном университете как ответ на современные вызовы. Проблемы высшего образования // Вестник Воронежского государственного университета. 2021. № 1. С. 5–9.
  5. Вешнева И.В., Сингатулин Р.А. Трансформация образования: тенденции, перспективы // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 143–148.
  6. Герасимов Г.И. Трансформация образования — социокультурный потенциал развития российского общества: автореферат дис. ... д-ра филос. наук. Ростов-н/Д, 2005. 58 с.
  7. Глобальная конкурентоспособность российского образования // Современная аналитика образования / И.В. Абанкина, А.А. Беликов, О.С. Гапонова, Ф.Ф. Дудырев, Ю.Н. Корешникова, И.А. Коршунов, С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова, А.К. Нисская, Д.П. Платонова, П.С. Сорокин, Б.М. Таловская, И.Д. Фрумин; Материалы для дискуссии. М.: НИУ ВШЭ. 2017. № 3 (20). 112 с.
  8. Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Мареева С.В. [и др.]. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2010. 350 с.
  9. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина. М.: Центр стратегических разработок; Высшая школа экономики. 2018. 105 с.
  10. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Фазовые трансформации и будущее университетов: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. C. 146–158.
  11. Клюев А.К., Томилин О.Б. Управление университетом: итоги трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 1. С. 93–104.
  12. Кузьминов Я.И. Вызовы и перспективы развития университетов в России // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22 (4). С. 5–8.
  13. Налетова И.В., Щербакова А.А. Влияние процесса глобализации на высшее образование // Наука. Общество. Государство. 2017. Т. 5. № 2(18). С. 147–151.
  14. Оносов А.А., Брызгалина Е.В., Савина Н.Е., Туманов С.В. Зарубежные образовательные платформы в системе российского образования: оценка потенциала и прогнозирование рисков // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 135–151.
  15. Платонова Д.П., Абалмасова Е.С., Бекова С.К. и др. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / под ред. Д.П. Платоновой, Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 319 с.
  16. Сандлер Д.Г., Судакова А.Е., Тарасьева Т.В. Драйверы развития региональных систем высшего образования // Экономика региона. 2020. Т. 16. № 4 С. 1087–1103.
  17. Старостин А.М. Философия высшего образования как инструмент междисциплинарного анализа и прогноза // Философия образования в глобальном и национальном измерении: кол. моногр. / научн. ред. А.У. Альбеков, А.М. Старостин, А.Ю. Голобородько. Ростов н/Д: Изд-полигр. комплекс РГЭУ (РИНХ). 2018. С. 10–19. 312 с.
  18. Фролов А.В. Глобализация высшего образования противоречия и новации // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 8. С. 61–66.
  19. Чумаков А.Н. Основные тренды мирового развития: реалии и перспективы // Век глобализации. 2018. № 4(28). С. 3–15.
  20. Шведова С.В., Маевская И.М. Цифровизация образовательного процесса: риски и перспективы в условиях пандемии covid-19 // PRIMO ASPECTU. 2020. № 3(43). С. 85–92.
  21. Nureev R., Volchik V., Strielkowski W. (2020). Neoliberal reforms in higher education and the import of institutions. Social Sciences.  № 9(5). Р. 1–18.
  22. Seroshtan M.V. & Ketova N.P. (2020). Modern russian universities: Positioning, development trends, potential to enhance competitive advantages. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 29(2). Р. 27–40.
  23. Savelyeva N.K., Kuklin A.V., Lapteva I. P. & Malysheva N.V. (2019). The investment attractiveness of a regional market of educational services as the basis of its global competitiveness in industry 4.0. On the Horizon. 27(3-4). Р. 239–244.
  24. Smirnova E.V., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Petrovsky A.M., Kuznetsova E.A. & Chanchina A.V. (2019). Development of communicative competencies of university students. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. No. 8 (8). P. 1885–1890.