УДК 378:61
https://doi.org/10.20339/AM.08-21.071
Е.Ю. Васильева,
д-р пед. наук, проф., заведующая кафедрой педагогики и психологии
Северный государственный медицинский университет
e-mail: dr.evasilyeva@gmail.com
Проанализирована проблема коммуникативных навыков, необходимых для оптимальных отношений между врачом и пациентом: они способствуют улучшению результатов лечения и показателей здоровья. Необходимость обучения коммуникативным навыкам студентов-медиков признается всеми зарубежными медицинскими школами и заявлена в качестве требований к результатам обучения в ФГОС 3++ по направлению подготовки «Лечебное дело» в виде универсальной «Коммуникативной компетентности» (УК-4). Обучение и оценка коммуникативных навыков требует подходов, отличных от подходов к преподаванию других клинических дисциплин. Задача состоит в том, чтобы формальное обучение этим навыкам, которое до сих пор остается фрагментарным и неоднородным в большинстве учебных программ российских вузов, превратить в систематическое и целенаправленно организованное, органично интегрировать обучение коммуникативным навыкам с клиническим обучением. Кроме того, важно, чтобы студенты не только знали нюансы общения и навыков межличностного общения с пациентом, но и придерживались их на протяжении всей своей врачебной карьеры. В статье описаны модели коммуникации и сценарии обучения, принятые международным медицинским образовательным сообществом, различные методы обучения и оценки коммуникативных навыков, основанные на лучших зарубежных практиках. Рассматриваются барьеры в обучении коммуникативным навыкам в российских медицинских вузах и способы их преодоления. Показаны возможные пути стандартизации обучения и оценки коммуникативных навыков и их интеграции в существующие учебные программы медицинских вузов России.
Ключевые слова: обучение, оценка, коммуникативные навыки, модель коммуникации, сценарии обучения, методы обучения, методы оценки, барьеры обучения, студенты-медики, преподаватели, зарубежный опыт.
Литература
- Васильева Е.Ю. Коммуникативные навыки (для медицинских вузов). М.: КНОРУС, 2021. 218 с.
- Васильева Е.Ю., Томилова М.И. Оценка коммуникативных навыков в медицинском образовании: теория и практика. М.: РУСАЙНС, 2020. 164 с.
- Давыдова Н.С., Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В., Шубина Л.Б., Серкина А., Боттаев Н. Федеральный пилот: оценка навыков общения при первичной аккредитации специалиста 2018: результаты, итоги // Виртуальные технологии в медицине. 2018. № 2. С. 61–62.
- Дьяченко Е.В. Актуальность внедрения практико-ориентированного обучения общению с пациентами в медицинском вузе // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2018. № 3. С. 24–26.
- Профессиональный стандарт Врач лечебник (врача-терапевт участковый). URL: http://fmza.ru/upload/medialibrary/d87/ps-vrach_lechebnik.pdf
- Сильверман Дж., Кёрц, С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами. М: ГРАНАТ, 2018.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/4788
- Laidlaw A., Hart Jo. Communication skills: An essential component of medical curricula. Part I: Assessment of clinical communication: AMEE Guide No. 511 Medical Teacher, 2011. Р. 6–8. URL: https://www.researchgate.net/publication/49706184_Communication_skills_A...
- Aspegren K. BEME Guide no. 2: Teaching and learning communication skills in medicine — a review with quality grading of articles. Med Teach., 1999.
- Baig L.A., Violato C., Crutcher R.A. Assessing clinical communication skills in physicians: are the skills context specific or generalizable? BMC Med Educ., 2009.
- Brown R.F., Bylund C.L. Communication skills training: Describing a new conceptual model. Acad Med. 2008. Р. 37–44.
- Deveugele M., Derese A., De Maesschalck S., Willems S., van Driel M., De Maeseneer J. Teaching communication skills to medical students, a challenge in the curriculum? Patient Educ Couns., 2005.
- Epner D.E., Baile W.F. Wooden’s pyramid: Building a hierarchy of skills for successful communication. Med Teach., 2011. P. 39–43.
- Gupta P., Dewan P., Singh T. Objective Structured Clinical Examination (OSCE) revisited. Indian Pediatr, 2010.
- Kamran Z. Khan Kathryn Gaunt, Sankaranarayanan Ramachandran, Piyush Pushkar The Objective Structured Clinical Examination (OSCE): AMEE Guide No. 81. Part II: Organisation & Administration, 2013. P. 1447–1463.
- Keller V., Carroll J.G. A new model for physician-patient communication. Patient Educ Couns., 1994.
- Kurtz S.M., Silverman J.D. The Calgary-Cambridge referenced observation guides: An aid to defining the curriculum and organizing the teaching in communication training programmes. Med Educ., 1996.
- Laidlaw T.S., MacLeod H., Kaufman D.M., Langille D.B., Sargeant J. Implementing a communication skills programme in medical school: Needs assessment and programme change. Med Educ., 2002.
- Makoul G. Communication research in medical education. In: Jackson L, Duffy BK (eds.). Health Communication Research: A Guide to Developments and Directions. Westport, CT: Greenwood Press, 1998. P. 17–35.
- Makoul G. Essential elements of communication in medical encounters: the Kalamazoo consensus statement. Acad Med., 2001.
- Miller G.E. The assessment of clinical skills/competence/performance. Acad Med., 1990.
- Novack D.H., Dube C., Goldstein M.G. Teaching medical interviewing: a basic course on interviewing and the physician — patient relationship. Arch Intern Med.,1992.
- Pell G., Fuller R., Homer M., Roberts T. How to measure the quality of the OSCE: A review of metrics — AMEE guide no. 49 // Med. Teach., 2010. 802–811 p.
- Rees C., Sheard C., McPherson A. Medical students’ views and experiences of methods of teaching and learning communication skills. Patient Educ Couns., 2004.
- Rider E.A., Hinrichs M.M., Lown B.A. A model for communication skills assessment across the undergraduate curriculum. Med Teach., 2006.
- Rosenbaum M.E., Ferguson K.J., Lobas J.G. Teaching medical students and residents skills for delivering bad news: A review of strategies. Acad Med., 2004.
- Schirmer J.M., Mauksch L., Lang F., Marvel M.K., Zoppi K., Epstein, R.M. et al. Assessing communication competence: A review of current tools. Fam Med., 2005.
- Stewart M., Brown J.B., Weston W.W., Mc Whinney I.R., Mc William C.L., Freeman T.R. Patient-Centered Medicine: Transforming the Clinical Method. Thousand Oaks, 3rdedn, London: Radcliffe Publishing Ltd, 2014.
- The Royal College of Physicians and Surgeons of Canada. The Can MEDS 2015 Physician Competency Framework. Ottawa, Canada. Royal College of Physicians and Surgeons of Canada, 2015. URL: canmeds-full-framework-e%20(1).pdf
- van Dalen J., Kerkhofs E., van Knippenberg-van Den Berg B.W., van Den Hout H.A., Scherpbier A.J., van der Vleuten C.P.M. Longitudinal and concentrated communication skills programmes: Two Dutch medical schools compared. Adv Health Sci Educ Theor Pract, 2002. Р. 29–40.
- Verma M., Singh T. Communication skills for clinical practice: Fad or necessity? Indian Pediatr, 1994.