Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Особенности реализации компетентностного подхода в юридическом образовании по направлению «Юриспруденция» в современной России в связи с принятием нового ФГОС по юриспруденции

М.Ю. Осипов
$2.50

УДК 37.09:34-057

https://doi.org/10.20339/AM.06-21.076                  

 

М.Ю. Осипов,

канд. юрид. наук, старший научный сотрудник

Автономная некоммерческая организация высшего образования

Международная полицейская академия ВПА

е-mail osipov11789@yandex.ru

 

Исследована проблема реализации компетентностного подхода в юридическом образовании как одна из актуальных проблем, стоящих перед российским юридическим образованием. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время приняты новые стандарты по различным направлениям подготовки, в т.ч. по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» (ФГОС 3++). В связи с принятием данного стандарта возникает проблема осмысления особенностей процесса его реализации образовательными организациями высшего образования, осуществляющими подготовку юристов по данному направлению подготовки. Предметом исследования в статье выступают закономерности и особенности реализации компетентностного подхода в юридическом образовании по данному направлению подготовки. В ходе исследования проанализированы особенности реализации компетентностного подхода по данному направлению подготовки в современной России в связи с принятием нового ФГОС по юриспруденции. Предложена компетентностная модель юриста, а также обозначены требования к технологии формирования и оценивания сформированности компетенций по данному направлению подготовки в современной России, включая использование автоматизированных систем составления учебно-методической документации, обеспечивающей образовательный процесс.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, должностные обязанности юриста, юридическое образование, университет, образовательная программа, учебно-методический потенциал, образовательное пространство, федеральные государственные образовательные стандарты, дисциплины, индикаторы достижения компетенций, учебно-методическая документация, автоматизированные системы управления.

Литература

  1. Тимофеева А.А. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Юридическое образование и наука. 2015. № 2. С. 12–14.
  2. Данилов С.Ю. О современных проблемах юриспруденции в контексте научного и образовательного компонентов // История и современность. Минск: Бизнес-офсет, 2012. С. 94.
  3. Мазаев Д.В. Участие работодателей в системе высшего юридического образования и в подготовке юристов // Закон. 2016. № 11. С. 59–65.
  4. Руденко Е.Ю. Обучение договорной технике как составляющей компетентностного подхода в современном юридическом образовании // Юридическое образование и наука. 2015. № 4. С. 15.
  5. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 “Юриспруденция”» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2020 № 59673) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.09.2020).
  6. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. 11.01.2018) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 “Юриспруденция” (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 № 45038).
  7. Добровольская Е.В., Малащенко Ю.М. Индикаторы достижения компетенций: опыт разработки // Технологии в образовании — 2020. Сборник материалов Международной научно-методической конференции. Новосибирск, 2020. С. 354–364.
  8. Скачкова Н.В. Процесс формирования и индикаторы достижения профессиональных компетенций будущих педагогов в области дизайна // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 4 (32). С. 102–112.
  9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2011.
  10. Василькова Н.А. Нормативно-методические аспекты формирования фондов оценочных средств в модели ФГОС 3++ по направлению высшего образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 2 (44). С. 62–77.
  11. Приказ Минтруда России от 23.03.2015 № 183н (ред. 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта “Следователь-криминалист”» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 № 36755) // Консультант Плюс.
  12. Приказ Минтруда России от 09.10.2018 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по конкурентному праву”» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2018 № 52581). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2018).
  13. Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2009. 521 с.
  14. Алексеев С.С. Теория права. Харьков: БЕК, 1994. 224 с.
  15. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит., 1966. 187 с.
  16. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. 288 с.
  17. Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия: опыт комплексного исследования. М.: Статус,1999. 710 c.
  18. Эффективность правовых норм. М.: Юрид. лит., 1980. 280 с.
  19. Обзор практики Конституционного суда Российской Федерации за первый квартал 2020 года.
  20. Блохин П.Д. Участие Конституционного Суда РФ в деле формирования единообразной судебной практики // Закон. 2020. № 1. С. 85–97.
  21. Щекин Д.М., Машков Л.И. Обзор судебной практики Конституционного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации по налоговым спорам за октябрь-ноябрь 2019 г. // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2020. № 1. С. 23–29.
  22. Османкина И. Обзор правовых позиций в определениях Конституционного суда России // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. № 3. С. 161–165.
  23. Соколова М.А. Дефекты юридических документов. М.: Юриспруденция, 2016. 160 с.
  24. Решетов Ю.С. Правовое регулирование и реализация права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 3. С. 24–29.
  25. Решетов Ю.С. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 2. С. 17–22.
  26. Осипов М.Ю. О необходимости использования виртуальных практикумов для оценивания степени сформированности компетенций студентов по направлению подготовки «Юриспруденция» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 3. С. 34–43. DOI: 10.20339/AM.03-20.034
  27. URL: https://solutions.1c.ru/catalog/intellektinfo_opop/features (дата обращения: 15.01.2021).
  28. URL: https://solutions.1c.ru/catalog/university-prof/buy (дата обращения: 15.01.2021).
  29. Maciąg J. (2019) Lean Management as a Concept of Management in Higher Education. In: Lean Culture in Higher Education. Palgrave Macmillan, Cham.
  30. Kohl H. (2020) Generic Standards for Management Systems: An Overview. In: Standards for Management Systems. Management for Professionals. Springer, Cham.
  31. Zhiyuan K. (2011) A Study of Business Process Reengineering Based on Petri Net. In: Dai M. Innovative Computing and Information. ICCIC 2011. Communications in Computer and Information Science, vol. 231. Springer, Berlin, Heidelberg.
  32. Anand A., Fosso Wamba S., Gnanzou D. (2013) A Literature Review on Business Process Management, Business Process Reengineering, and Business Process Innovation. In: Barjis J., Gupta A., Meshkat A. Enterprise and Organizational Modeling and Simulation. EOMAS 2013. Lecture Notes in Business Information Processing, Vol. 153. Springer, Berlin, Heidelberg.
  33. Francalanci C. (2016) Business Process Reengineering // Liu L., Özsu M. Encyclopedia of Database Systems. Springer, New York.
  34. Singh R., Ramdeo S. (2020) Techno-Structural Interventions: Reengineering. In: Leading Organizational Development and Change. Palgrave Macmillan, Cham.
  35. Cempel W.A., Dąbal D. (2014) IDEF0 as a Project Management Tool in the Simulation Modeling and Analysis Process in Emergency Evacuation from Hospital Facility: A Case Study. In: Pawlewski P., Greenwood A. (eds.) Process Simulation and Optimization in Sustainable Logistics and Manufacturing. EcoProduction (Environmental Issues in Logistics and Manufacturing). Springer.
  36. Voorhees D.P. (2020) SD Case Study: Transition to Software Design. In: Guide to Efficient Software Design. Texts in Computer Science. Springer.
  37. Петухова И.А. Оптимизация транзакционных издержек // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 1 (68). С. 54–59.
  38. Радченко М.Г., Хрусталева Е.Ю. 1С: Предприятие 8.3. Практическое пособие разработчика. М., 2013. 965 c.