УДК 37.09:72
https://doi.org/10.20339/AM.03-21.071
Н.С. Жданова,
канд. пед. наук, проф.
кафедры дизайна
e-mail: gdnacerg@mail.ru
А.В. Екатеринушкина,
канд. пед. наук, доцент
кафедры дизайна
e-mail: savsof@mail.ru
Институт строительства, архитектуры и искусства,
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
По проблеме развития творческой активности студентов уже написано достаточно много, опыт изложен в ряде публикаций отечественных и зарубежных авторов. Все они признают, что активность — это стержень профессиональной подготовки любого специалиста. Дизайн сегодня как поле деятельности весьма востребовано, что значительно повышает требования к выпускникам. Работодатели отмечают, что некоторые из них не проявляют нужной ответственности в процессе проектирования. Причин этому много, но наиболее часто называют недостаточный интерес к окружающему миру, низкую активность, отсутствие инициативы. Следует отметить, что познавательная активность студентов в дизайн-проектировании изучена мало, а методику обучения часто приходится заимствовать из смежных дисциплин. Поиск путей поддержания творческой активности в проектировании весьма актуален. Для изучения влияния свободы выбора темы проектирования на познавательную активность проводилась экспериментальная работа со студентами-бакалаврами будущими дизайнерами. Эксперимент протекал в три этапа, каждый из которых имел свои задачи и результаты. Результаты экспериментальной работы показали, что свобода при выборе темы является важным фактором в методике преподавания и положительно влияет на сохранение познавательной активности студентов в учебном проектировании и дальнейшей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: познавательная активность, свобода выбора, дизайн-проектирование, профессиональная ответственность дизайнера.
Литература
- Екатеринушкина А.В. Пути формирования профессионального интереса студентов в проектной деятельности // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. 2018. № 2. С. 72–78.
- Жданова Н.С. Основы методики преподавания дизайна в средней школе: учебно-метод. пособие. Магнитогорск: Магнит. гос. ун-т, 2003. 105 с.
- Иванова И.В. Свобода и ответственность личности как показатели ее саморазвития // Стандарты и мониторинг в образовании. 2018. Т. 6. № 1. С. 37–45.
- Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2015. 424 с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Просвещение, 1997. 95 с.
- Мусина В.П. Роль профессиональной активности в снижении кризисных переживаний у молодежи // Alma mater Вестник высшей школы. 2016. № 11. С. 31–37. DOI: 10.20339/AM.11-16.031
- Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М.: Просвещение, 2005. 160 с.
- Bulunuz, M., Jarrett, O. S., & Martin-Hansen, L. (2012). Level of inquiry as motivator in an inquiry methods course for preservice primary teachers. School Science and Mathematics, 112(6), 330–339.
- Davis Jean Baptiste, Jennifer Archer & David Palmer (2018): Preserviceteachers’ ideas about how to enhance pupils’ long-term interest in science, Research in Science &Technological Education. DOI: 10.1080/02635143.2018.1543186
- Hascher, T. (2010). Learning and emotion: Perspectives for theory and research. European Educational Research Journal, 9(1), 13–28.
- Hidi, S. 1990. “Interest and its Contribution as a Mental Resource for Learning.” Review of Educational Research 60:549–571. DOI: 10.3102/00346543060004549
- Hongmin, M.A. Influence of interaction of usual affective attributes and learning environments in the classroom for students Situational affective experience in teaching science: Stories of Primary pre-Service Teachers. Research in science Education. 2018. No. 2. DOI: 10.1007/s11165-018-9800-1
- Tytler, R. (2007). Australian education review: Re-imaging science education. Camberwell, Australia: Australian Council for Educational Research.
- Zhdanova, N.S., Ekaterinushkina, A.V., Grigoriev, A.D., Ilyasheva E.V., Pishchugina O.S. Тhe impact integrative model of the project graphics training on the design education. Espacios. 2019. Vol. 40. No. 29. P. 3.