Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Свобода выбора темы проекта как основа познавательной активности будущих дизайнеров

Н.С. Жданова, А.В. Екатеринушкина
80,00 Р

УДК 37.09:72

https://doi.org/10.20339/AM.03-21.071

 

Н.С. Жданова,

канд. пед. наук, проф.

кафедры дизайна

e-mail: gdnacerg@mail.ru

А.В. Екатеринушкина,

канд. пед. наук, доцент

кафедры дизайна

e-mail: savsof@mail.ru

Институт строительства, архитектуры и искусства,

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

 

По проблеме развития творческой активности студентов уже написано достаточно много, опыт изложен в ряде публикаций отечественных и зарубежных авторов. Все они признают, что активность — это стержень профессиональной подготовки любого специалиста. Дизайн сегодня как поле деятельности весьма востребовано, что значительно повышает требования к выпускникам. Работодатели отмечают, что некоторые из них не проявляют нужной ответственности в процессе проектирования. Причин этому много, но наиболее часто называют недостаточный интерес к окружающему миру, низкую активность, отсутствие инициативы. Следует отметить, что познавательная активность студентов в дизайн-проектировании изучена мало, а методику обучения часто приходится заимствовать из смежных дисциплин. Поиск путей поддержания творческой активности в проектировании весьма актуален. Для изучения влияния свободы выбора темы проектирования на познавательную активность проводилась экспериментальная работа со студентами-бакалаврами будущими дизайнерами. Эксперимент протекал в три этапа, каждый из которых имел свои задачи и результаты. Результаты экспериментальной работы показали, что свобода при выборе темы является важным фактором в методике преподавания и положительно влияет на сохранение познавательной активности студентов в учебном проектировании и дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: познавательная активность, свобода выбора, дизайн-проектирование, профессиональная ответственность дизайнера.

 

Литература

 

  1. Екатеринушкина А.В. Пути формирования профессионального интереса студентов в проектной деятельности // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. 2018. № 2. С. 72–78.
  2. Жданова Н.С. Основы методики преподавания дизайна в средней школе: учебно-метод. пособие. Магнитогорск: Магнит. гос. ун-т, 2003. 105 с.
  3. Иванова И.В. Свобода и ответственность личности как показатели ее саморазвития // Стандарты и мониторинг в образовании. 2018. Т. 6. № 1. С. 37–45.
  4. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2015. 424 с.
  5. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Просвещение, 1997. 95 с.
  6. Мусина В.П. Роль профессиональной активности в снижении кризисных переживаний у молодежи // Alma mater Вестник высшей школы. 2016. № 11. С. 31–37. DOI: 10.20339/AM.11-16.031
  7. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М.: Просвещение, 2005. 160 с.
  8. Bulunuz, M., Jarrett, O. S., & Martin-Hansen, L. (2012). Level of inquiry as motivator in an inquiry methods course for preservice primary teachers. School Science and Mathematics, 112(6), 330–339.
  9. Davis Jean Baptiste, Jennifer Archer & David Palmer (2018): Preserviceteachers’ ideas about how to enhance pupils’ long-term interest in science, Research in Science &Technological Education. DOI: 10.1080/02635143.2018.1543186
  10. Hascher, T. (2010). Learning and emotion: Perspectives for theory and research. European Educational Research Journal, 9(1), 13–28.
  11.  Hidi, S. 1990. “Interest and its Contribution as a Mental Resource for Learning.” Review of Educational Research 60:549–571. DOI: 10.3102/00346543060004549
  12. Hongmin, M.A. Influence of interaction of usual affective attributes and learning environments in the classroom for students Situational affective experience in teaching science: Stories of Primary pre-Service Teachers. Research in science Education. 2018. No. 2. DOI: 10.1007/s11165-018-9800-1
  13. Tytler, R. (2007). Australian education review: Re-imaging science education. Camberwell, Australia: Australian Council for Educational Research.
  14. Zhdanova, N.S., Ekaterinushkina, A.V., Grigoriev, A.D., Ilyasheva E.V., Pishchugina O.S. Тhe impact integrative model of the project graphics training on the design education. Espacios. 2019. Vol. 40. No. 29. P. 3.