Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Мотивация старшеклассников к участию в профессионально-ориентированных конкурсах

П.В. Ткаченко, Д.А. Северинов, К.В. Луганская
$2.50

УДК 373-042.1

https://doi.org/10.20339/AM.12-20.015

 

П.В. Ткаченко,

д-р мед. наук, доц., заведующий кафедрой нормальной физиологии

e-mail: TkachenkoPV@kursksmu.net

Д.А. Северинов,

ассистент кафедры детской хирургии и педиатрии

e-mail: dmitriy.severinov.93@mail.ru

К.В. Луганская,

студентка лечебного факультета

e-mail: l-kristina-v@yandex.ru

Курский государственный медицинский университет

 

Исследована проблема мотивации старшеклассников к участию в профессионально ориентированных конкурсах. Актуальность: современные школьники легко осваивают технические предметы, справляются с управлением большинства новейших гаджетов и, конечно, требуют нового (нестандартного, интересного для подростка) формата проведения профориентационных мероприятий (квесты, интеллектуальные игры в стиле ток-шоу и др.). Методология и методики исследования: в качестве «нестандартного» конкурса выступил интеллектуальный естественно-научный турнир Сredo Medicus, который представляет собой систему очных интеллектуальных соревнований продолжительностью два месяца с перерывом в 7 дней между его этапами. По окончании турнира было проведено полевое исследование мотивации 25 старшеклассников к участию в конкурсах профессиональной направленности (экспериментальная группа) посредством следующих тестов: определение профессиональных склонностей; мотив выбора профессии. Полученные результаты сравнивали с ответами 25 старшеклассников, не принимавших участия в турнире. Отмечается, что в экспериментальной группе (участники интеллектуального турнира) доминируют внутренние социально значимые мотивы (4,4), что на 0,8 больше, чем в контрольной группе (p = 0,0008). В контрольной группе определяется преобладание внутренних (3,68 и 3,64) мотивов над внешними (2,56 и 2,76). В экспериментальной группе отмечается склонность к работе с людьми (6,6) и интеллектуальной деятельности (5,2). В контрольной группе также имеет место склонность к научной работе (6,16) и эстетическим видам (5,52) деятельности. Научная новизна: обнаружено, что участники интеллектуального турнира в большей мере склонны к познанию и интеллектуальной деятельности. При выборе профессии у них преобладают социально значимые мотивы, роль внешних положительных мотивов мала, значительно выражено желание быть полезным для общества, что наиболее характерно именно для медицинской деятельности. Практическая значимость: материалы исследования могут служить демонстрацией опыта внедрения в профориентационную работу вуза мероприятий нового формата. К примеру, это открытый интеллектуальный естественно-научный турнир Сredo Medicus, который позволяет оценить мотивационные аспекты выбора профессии врача у будущих абитуриентов и уже на этапе школьного обучения заняться целенаправленной подготовкой заинтересованных и одаренных подростков.

Ключевые слова: мотивация, мероприятия, интеллект, старшеклассники, профессия, врач, медицинский вуз.

 

Литература

  1. Ревская И.А. Технологизация управления профессиональным развитием кадров медицинских организаций // Исследования и практика в медицине. 2016. № 3(1). С. 79–83.
  2. Попова М.Ю., Танцурова К.C., Пешикова М.В. Учебно-методические конкурсы — эффективный способ повышения мотивации и познавательного интереса у студентов-медиков // Инновации в образовании и медицине. Махачкала, 2016. С. 107–110.
  3. Клигуненко Е.Н., Кравец О.В., Площенко Ю.А., Сединкин В.А., Халимончик В.В. Современный подход к образованию врачей: концепция непрерывного медицинского образования и непрерывного профессионального развития // Медицина неотложных состояний. 2018. № 5 (92). С. 169–172.
  4. Ведута О.В. Педагогическая работа по формированию учебной мотивации студентов на начальном этапе обучения в учреждениях профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 8 (173). С. 9–14.
  5. Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Мотивация учения у старших подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 243–245.
  6. Панфилова Е.Н. Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста // Информио. 2019. № 6(6). С. 18–22.
  7. Багрова С.М., Рудакова И.А. Мотивация к обучению учащихся профильной школы в процессе внеурочной деятельности // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 2. С. 124–126.
  8. Кулагина И.Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. 2015. № 3(11). С. 100–109.
  9. Pelaccia T., Viau R. Motivation in medical education // Medical teacher. 2017. No. (39). P. 136–140.
  10. Gorges J., Kandler C. Adults’ learning motivation: Expectancy of success, value, and the role of affective memories // Learning and Individual Differences. 2012. No. 5(22). P. 610–617.
  11. Шульгина Т.А., Кетова Н.А., Холодова К.А., Северинов Д.А. О мотивации студентов к участию в организации мероприятий профессиональной направленности // Образование и наука. 2018. № 1(20). С. 96–115.
  12. Гладких Ю.П., Тертичная Д.Н. Мотивация учебной деятельности у средних и старших школьников // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Чебоксары, 2017. С. 98–100.
  13. Кочарян Н.Б. Уровневая модель мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (101). С. 39–42.
  14. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 38–53.
  15. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. № 2(22). С. 65–74.
  16. Каргин М.И., Альканова А.С. Особенности ценностных ориентаций и мотивации учения у учащихся старших классов общеобразовательных школ. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2017/3/26442.pdf
  17. Wang M.T., Eccles J.S. School context, achievement motivation, and academic engagement: a longitudinal study of school engagement using a multidimensional perspective // Learning and Instruction. 2013. No. 28. P. 12–23.
  18. Кузьмина В.М. Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 3-4. С. 74–79.
  19. Вартанова И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2016. № 4(24). С. 115–121.
  20. Журавлева О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (33). С. 159–168.
  21. Di Serio Á., Ibáñez M.B., Kloos C.D. Impact of an augmented reality system on students' motivation for a visual art course // Computers & Education. 2013. No. 68. P. 586–596.
  22. Holland C. Critical review: medical students’ motivation after failure // Adv in Health Sci Educ. 2016. No. 21. P. 695–710.
  23. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: методические рекомендации. Магнитогорск, 2004.