Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Государственные меры и резервы поддержки российского предпринимательства в условиях COVID-кризиса

В.К. Левашов, И.С. Шушпанова, А.В. Анищенко
$2.50

УДК 316.4+338.1

https://doi.org/10.20339/AM.11-20.092   

 

В.К. Левашов,

д-р социол. наук, директор

Института социально-политических исследований

Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

(ИСПИ ФНИСЦ РАН)

e-mail: levachov@mail.ru

И.С. Шушпанова,

канд. социол. наук, доц., ведущий научный сотрудник

Центра стратегических социальных

и социально-политических исследований

Института социально-политических исследований

Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

(ИСПИ ФНИСЦ РАН)

e-mail: i.s.shushpanova@mail.ru

А.В. Анищенко,

аспирант

Института социально-политических исследований

Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

(ИСПИ ФНИСЦ РАН)

e-mail: aav030585@mail.ru

 

Исследуются социальные и политические эффекты COVID-кризиса, оказавшие существенное влияние на все сферы жизнедеятельности российского гражданского общества и правового государства. В сложившихся условиях российское предпринимательство, малый и средний бизнес оказались под угрозой непредвиденных вызовов в экономике, до максимальных значений выросли в последние годы риски банкротств и безработицы. Для понимания причин и содержания происходящих в экономике процессов становится актуальным анализ адекватности и эффективности государственных мер социальной, политической и экономической поддержки с точки зрения предпринимателей, осуществляющих конкретный вклад в экономику страны и обеспечивающих рабочие места и заработную плату работников. Налаживание обратной связи, диалога во взаимодействии бизнеса и власти является проблемной зоной применения инструментов государственной поддержки. Результаты исследований показали, что более половины предприятий не попали в перечень пострадавших отраслей, составленный органами власти, а предложенные государством меры поддержки оказались недоступными либо неэффективными для оперативного решения актуальных проблем большинства российских предпринимателей. В статье исследуются резервы и возможности повышения эффективности мер государственной поддержки российскому предпринимательству.

Ключевые слова: российское предпринимательство, COVID-кризис, малый и средний бизнес, гражданское общество

и правовое государство, меры социально-политической и социально-экономической поддержки бизнеса.

 

Литература

1. Земцов С.П., Царева Ю.В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Экономическое развитие России. 2020. № 5. С. 71–82.

2. Исаева И.А. Антикризисные меры государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательства // Научно-практические исследования. 2020. № 5-4 (28). С. 37–42.

3. Королев В.К., Евграфова О.В. «Декоронация» глобализации и этномультикультурализм в посткризисной экономике // Философия хозяйства. 2020. № 3. С. 44–59.

4. Малофеев С.Н. Современные технологии формирования финансовых ресурсов малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2020. № 5 (118). С. 695–699.

5. Нижегородцев Р.М. Коронакризис: становление вирусно-цифровой экономики // Философия хозяйства. 2020. № 3. С. 125–152.

6. Сергиенко Н.С. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса: опыт развитых стран // Экономика и предпринимательство. 2020. № 5 (118). С. 752–755.

7. Тебекин А.В. О глубине кризиса 2020-го года для мировой и национальной экономик и путях выхода их него // Журнал экономических исследований. 2020. № 2. С. 52–71.

8. Fukuyama F. The Pandemic and Political Order. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/world/2020-06-09/pandemic-and-po...

 

 

 

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0137-2019-0037 «Социологический мониторинг “Как живешь, Россия”»?