Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Смысложизненные ценности в социокультурной регуляции девиантного поведения молодежи в сфере образования

О.В. Сорокин
$2.50

УДК 316.6-057.8

https://doi.org/10.20339/AM.11-20.029

 

О.В. Сорокин,

канд. социол. наук, старший научный с отрудник

Институт социально-политических исследований

Федерального научно-исследовательского социологического центра

Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ Р АН)

e-mail: ov.sorokin@gmail.com

 

Исследована роль традиционных институтов образования в регуляции девиантного поведения молодежи. В социальной реальности молодежи акты отклоняющегося поведения наделяются новым смысловым содержанием. Однозначно осуждаемые ранее в обществе поведенческие акты, связанные с отношением к учителю, отношениями в школьном коллективе и системе образования в целом в современных условиях трактуются в молодежной среде неоднозначно. Между тем базовые основания общезначимых норм, основанные на смысложизненных ценностях российской культуры, продолжают воспроизводиться в социальных практиках российской молодежи, благодаря механизмам саморегуляции, в основе которых находятся ментальность, архетипы, габитусы. Тем самым отношение к объектам сферы образования, понимание смысла их предназначения, функций, выполняемых в обществе, тесно связаны с теми ключевыми потребностями, которые носители культурного кода на протяжении долгого времени вкладывали в данные объекты. Именно поэтому в социальной реальности современной молодежи

начинают сосуществовать гибридные формы смыслового отношения к общезначимым нормам. Молодые люди все чаще сами определяют для себя, какие поведенческие акты считать должными, а какими отклоняющимися в сфере образования.

Ключевые слова: молодежь, ценности, нормы, сфера образования, культура, жизнедеятельность, девиантное поведение, ментальность.

 

Литература

  1. «Нормальная аномия» в России и современном мире. М., 2017.
  2. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.
  3. Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.
  4. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.
  5. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодежи // Вестник Института социологии. 2019. № 4. C. 164.
  6. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 2003.
  7. Чупров В.И. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М., 2014.
  8. Чупров В.И., Осипова М.А. Социология управления. Теоретические основы. М., 2011.
  9. O’Flaherty, J., Liddy, M., McCormack, O. (2018) The teachers put effort into teaching us about life, and what’s right and what’s wrong: values and moral education in publicly-managed schools in Ireland // Journal of Beliefs & Valuses-Studies in Religion & Elducation. Vol. 39. No. 1. C. 45–56.