УДК 316.6-057.8
https://doi.org/10.20339/AM.11-20.029
О.В. Сорокин,
канд. социол. наук, старший научный с отрудник
Институт социально-политических исследований
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ Р АН)
e-mail: ov.sorokin@gmail.com
Исследована роль традиционных институтов образования в регуляции девиантного поведения молодежи. В социальной реальности молодежи акты отклоняющегося поведения наделяются новым смысловым содержанием. Однозначно осуждаемые ранее в обществе поведенческие акты, связанные с отношением к учителю, отношениями в школьном коллективе и системе образования в целом в современных условиях трактуются в молодежной среде неоднозначно. Между тем базовые основания общезначимых норм, основанные на смысложизненных ценностях российской культуры, продолжают воспроизводиться в социальных практиках российской молодежи, благодаря механизмам саморегуляции, в основе которых находятся ментальность, архетипы, габитусы. Тем самым отношение к объектам сферы образования, понимание смысла их предназначения, функций, выполняемых в обществе, тесно связаны с теми ключевыми потребностями, которые носители культурного кода на протяжении долгого времени вкладывали в данные объекты. Именно поэтому в социальной реальности современной молодежи
начинают сосуществовать гибридные формы смыслового отношения к общезначимым нормам. Молодые люди все чаще сами определяют для себя, какие поведенческие акты считать должными, а какими отклоняющимися в сфере образования.
Ключевые слова: молодежь, ценности, нормы, сфера образования, культура, жизнедеятельность, девиантное поведение, ментальность.
Литература
- «Нормальная аномия» в России и современном мире. М., 2017.
- Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.
- Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.
- Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.
- Зубок Ю.А., Чупров В.И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодежи // Вестник Института социологии. 2019. № 4. C. 164.
- Касьянова К. О русском национальном характере. М., 2003.
- Чупров В.И. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М., 2014.
- Чупров В.И., Осипова М.А. Социология управления. Теоретические основы. М., 2011.
- O’Flaherty, J., Liddy, M., McCormack, O. (2018) The teachers put effort into teaching us about life, and what’s right and what’s wrong: values and moral education in publicly-managed schools in Ireland // Journal of Beliefs & Valuses-Studies in Religion & Elducation. Vol. 39. No. 1. C. 45–56.