Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Использование методов организации учебного процесса в системе среднего и высшего профессионального образования в Поволжье в первой половине ХХ века

Ю.В. Вельдина, О.А. Вагаева
$2.50

УДК 37.09(091)

https://doi.org/10.20339/AM.10-20.108      

 

Ю.В. Вельдина,

канд. пед. наук, доц.

e-mail: gusarovauvg@yandex.ru

О. Вагаева,

канд. пед. наук, доц.

e-mail: yurmashevj@inbox.ru

Пензенский государственный технологический университет

 

Исследована преемственность системы среднего и высшего профессионального образования, дана характеристика основных методов обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в первой половине ХХ в. в Поволжье. Выбор территориальных рамок обусловлен тем, что Поволжье является центральным регионом России, особенности развития системы среднего и высшего профессионального образования в котором типичны и для других регионов России. В первой половине ХХ в. в Поволжье происходило создание методологической и методической базы подготовки будущих специалистов и законодательное оформление нормативно-правового поля деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, что определило выбор хронологических рамок настоящей статьи. Авторы статьи рассматривают методы, которые использовались преподавателями для организации процесса обучения в образовательных учреждениях региона, выделяют их преимущества и недостатки. Среди основных методов следует выделить «Дальтон-план» с различными формами специально организованной деятельности, бригадно-лабораторный метод, представляющий метод, основанный на работе учащихся в бригаде и самостоятельном выполнении производственных задач, комплексный метод, который был построен на выявлении единой основы (например, области интересов и склонностей). При подготовке будущих специалистов в вузах использовались такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (эвристический), частично-исследовательский (экспериментальный).

Ключевые слова: образование, Поволжье, будущие специалисты, методы организации учебного процесса.

Литература

  1. Алексеев Г.А. К истории просвещения в Среднем Поволжье. Чебоксары, 1990. C. 48–49.
  2. ГАУО (Государственный архив Ульяновской области). Ф. 190. Оп. 1. Д. 714. Л. 60.
  3. ГАУО. Ф. 390. Оп. 1. Д. 71. Л. 54.
  4. ГАУО. Ф. 390. Оп. 1. Д. 180. Л. 35.
  5. ГАУО. Ф. 390. Оп. 1. Д. 192. Л. 67.
  6. ГАУО. Ф. 390. Оп. 1. Д. 225. Л. 16.
  7. ГАУО. Ф. 390. Оп. 1. Д. 315. Л. 37.
  8. ГАПО (Государственный архив Пензенской области). Ф. р. 253. Оп. 1. Д. 810. Л. 67.
  9. ГАПО. Ф. р. 253. Оп. 1. Д. 370. Л. 139.
  10.  ГАПО. Ф. р. 253. Оп. 1. Д. 370. Л. 140.
  11.  ГАПО. Ф. р. 253. Оп. 1. Д. 1430. Л. 35.
  12.  ГАПО. Ф. р. 253. Оп. 1. Д. 1430. Л. 38
  13.  ГАПО. Ф. p. 2417. Оп. 1. Д. 67. Л. 46.
  14.  ЦГАРМ (Центральный государственный архив Республики Мордовия). Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 204. Л. 179.
  15.  Калягин А.В. Развитие вузовской науки в Среднем Поволжье. Самара, 1991.
  16.  Михеев А.П. Пензенский государственный архитектурно-строительный институт // Очерки истории народного образования Пензенского края. Пенза, 1997. С. 370–373.
  17.  Памяти учителя // За инженерные кадры. 1991. № 14. С. 1.
  18.  Пащенко В.Г. Пензенский государственный университет. Очерки истории и современной жизни. Пенза, 2003.
  19.  Прокунцев А. Ученые производства // За инженерные кадры. 1968. № 32–33. С. 2.