УДК 37.09(091)
https://doi.org/10.20339/AM.10-20.108
Ю.В. Вельдина,
канд. пед. наук, доц.
e-mail: gusarovauvg@yandex.ru
О.А. Вагаева,
канд. пед. наук, доц.
e-mail: yurmashevj@inbox.ru
Пензенский государственный технологический университет
Исследована преемственность системы среднего и высшего профессионального образования, дана характеристика основных методов обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в первой половине ХХ в. в Поволжье. Выбор территориальных рамок обусловлен тем, что Поволжье является центральным регионом России, особенности развития системы среднего и высшего профессионального образования в котором типичны и для других регионов России. В первой половине ХХ в. в Поволжье происходило создание методологической и методической базы подготовки будущих специалистов и законодательное оформление нормативно-правового поля деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, что определило выбор хронологических рамок настоящей статьи. Авторы статьи рассматривают методы, которые использовались преподавателями для организации процесса обучения в образовательных учреждениях региона, выделяют их преимущества и недостатки. Среди основных методов следует выделить «Дальтон-план» с различными формами специально организованной деятельности, бригадно-лабораторный метод, представляющий метод, основанный на работе учащихся в бригаде и самостоятельном выполнении производственных задач, комплексный метод, который был построен на выявлении единой основы (например, области интересов и склонностей). При подготовке будущих специалистов в вузах использовались такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (эвристический), частично-исследовательский (экспериментальный).
Ключевые слова: образование, Поволжье, будущие специалисты, методы организации учебного процесса.
Литература
- Алексеев Г.А. К истории просвещения в Среднем Поволжье. Чебоксары, 1990. C. 48–49.
- ГАУО (Государственный архив Ульяновской области). Ф. 190. Оп. 1. Д. 714. Л. 60.
- ГАУО. Ф. 390. Оп. 1. Д. 71. Л. 54.
- ГАУО. Ф. 390. Оп. 1. Д. 180. Л. 35.
- ГАУО. Ф. 390. Оп. 1. Д. 192. Л. 67.
- ГАУО. Ф. 390. Оп. 1. Д. 225. Л. 16.
- ГАУО. Ф. 390. Оп. 1. Д. 315. Л. 37.
- ГАПО (Государственный архив Пензенской области). Ф. р. 253. Оп. 1. Д. 810. Л. 67.
- ГАПО. Ф. р. 253. Оп. 1. Д. 370. Л. 139.
- ГАПО. Ф. р. 253. Оп. 1. Д. 370. Л. 140.
- ГАПО. Ф. р. 253. Оп. 1. Д. 1430. Л. 35.
- ГАПО. Ф. р. 253. Оп. 1. Д. 1430. Л. 38
- ГАПО. Ф. p. 2417. Оп. 1. Д. 67. Л. 46.
- ЦГАРМ (Центральный государственный архив Республики Мордовия). Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 204. Л. 179.
- Калягин А.В. Развитие вузовской науки в Среднем Поволжье. Самара, 1991.
- Михеев А.П. Пензенский государственный архитектурно-строительный институт // Очерки истории народного образования Пензенского края. Пенза, 1997. С. 370–373.
- Памяти учителя // За инженерные кадры. 1991. № 14. С. 1.
- Пащенко В.Г. Пензенский государственный университет. Очерки истории и современной жизни. Пенза, 2003.
- Прокунцев А. Ученые производства // За инженерные кадры. 1968. № 32–33. С. 2.