Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Тенденции и технологии образования 4.0. Цифровизация образования: концепт person-develop

Д.В. Лукашенко
$2.50

УДК 37-042.4:004

https://doi.org/10.20339/AM.10-20.066        

 

Д.В. Лукашенко,

д-р психол. наук, главный научный сотрудник

Научно-исследовательский институт ФСИН России

e-mail: dim-mail-ru@mail.ru   

 

Представлены этапы трансформации системы образования на основе критерия технологичности представления и приобретения знания. Рассмотрены особенности трансформации системы образования в соответствии с изменением технологий в образовании посредством приобретения знаний субъектами на основе реализуемых в образовании технологий. Выделены четыре этапа и рассмотрен подробно последний, связанный с интеграцией искусственного интеллекта в образовательную среду в направлении развития образования 4.0. Представлена концепция person-develop развития личности в цифровой среде, основанная на когнитивной переработке информации личностью. Особенностью концепции person-develop является то, что она позволяет заменить поступательное получение информации личностью на развитие личности в направлении релевантности и индивидуальности получения информации, формируя аттрактор развития. Обоснована необходимость использования понятия «аттрактор» взамен траектории, позволяющего рассмотреть многомерность и вариативность развития личности в цифровой среде. Основой реализации концепции person-develop является концепт контент-скольжения по информационному пространству. Данный концепт рассматривает развитие личности в цифровой среде за счет формирования трансдисциплинарности потребляемого контента. Контент-скольжение представлено как аттрактор развития личности, связанный с отклонениями, возникающими при анализе и усвоении контента. За счет контент-скольжения личность задает индивидуальное направление своего развития в информационно-развивающем пространстве. Рассмотрено направление интеграции в информационно-развивающее пространство искусственного интеллекта, который позволит трансформировать контент, потребляемый личностью в модели-образы, соответствующее когнитивной направленности личности для его продуктивного анализа и усвоения.

Ключевые слова: перспективная система образования, цифровое образование, искусственный интеллект в образовании, информационо-развивающая среда, цифровое пространство, концепция person-develop, контент-скольжение, личность в цифровой среде, цифровизация личности, образование 4.0.

Литература

  1. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения // Научный диалог. 2017. № 1. С. 227–243.
  2. Бурганова Т.А., Июдина Г.Х., Румянцева К.Ю. Электронное обучение как инновация в образовательной деятельности вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4–3. С. 36–39.
  3. Костина И.Б., Гладких Ю.П. Дистанционное обучение и возможности информационных технологий как способ организации современного образовательного процесса // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 2. С. 53–55.
  4. Лукашенко Д.В. Контент-скольжение и блокчейн. Сущность и содержание нового концепта в образовании // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 4. С. 6–8.
  5. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Кирсанов К.А. Когнитивные способы переработки социальной информации в сети Интернет и особенности морального сознания подростков // Психологическая наука и образование. 2018. № 5. C. 77–86.
  6. Пустовалова Н.И., Исмагамбетова Л.Ш. К вопросу о самостоятельной работе студентов в условиях дистанционной технологии обучения в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4. С. 147–150. 
  7. Рудич К. Технологии в образовании: как искусственный интеллект помогает развивать человеческий. URL: https://hightech.fm/2019/11/11/tech-education
  8. Симонян Р.З. К вопросу о положительных перспективах дистанционного образования в медицинских вузах России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-7. С. 1357–1359.
  9. Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования. URL: https://doi.org/10.17759/pse.2020250104
  10. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». (Распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р). URL: http://government.ru/docs/28653/
  11. Концепция трансдисциплинарной методологии. URL: https://studme.org/51028/filosofiya/kontseptsiya_transdistsiplinarnoy_me...
  12. Andreasen М.М. Non-linear DSGE Models, The Central Difference Kalman Filter, and The Mean Shifted Particle Filter // CREATES Research Papers. Vol. 33. School of Economics and Management University of Aarhus.
  13. Kuhn S., Frankenhauser S., Tolks D. Digitale Lehr- und Lernangebote in der medizinischen Ausbildung // Bundesgesundheitsbl. 2018. Vol. 61. P. 201–209.
  14. Hill P. Online Program Management: An updated view of the market landscape for 2019. URL: https://philonedtech.com/opm-updated-2019-market-landscape