УДК 159.9+37.04
https://doi.org/10.20339/AM.10-20.035
О.Ю. Ангелова,
канд. экон. наук, доц.
e-mail: oangelova@mail.ru
Т.О. Подольская,
канд. социол. наук, доц.
e-mail: podolskaya79@yandex.ru
М.В. Прохорова,
канд. психол. наук, доц.
e-mail: personalgerente@mail.ru
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Представлено эмпирическое исследование, проведенное на базе университетского центра, специализирующегося на подготовке подростков по естественнонаучному и физико-математическому профилю. Участниками исследования стали родители 85 одаренных детей. Для сбора данных использовался опрос, обработка данных проводилась методом описательной статистики и таблиц сопряженности. Выделены возрастные периоды, которые можно считать сензитивными для общей одаренности детей, достижения первых результатов и формирования образа будущей профессии. Наиболее часто выявление одаренности происходит в период дошкольного детства, достижение первых успехов — в период младшего школьного детства, а формирование образа будущей профессии — в годы младшего подростничества. Установлено, что между временем выявления способностей одаренных детей и началом их активной поддержки со стороны родителей, а также привлечением узких специалистов существует интервал, который может быть сокращен за счет психолого-педагогической подготовки и соответствующего информационного сопровождения.
Ключевые слова: одаренность, сензитивный возраст, образ будущей профессии, познавательная мотивация, возрастные аспекты одаренности, одаренные дети.
Литература
- Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. М., 1924.
- Worrell F.C. et al. Gifted students //Annual review of psychology. 2019. P. 551–576.
- Stoeger H., Balestrini D. P., Ziegler A. International perspectives and trends in research on giftedness and talent development, 2018. P. 25–38.
- Porter L. Gifted young children: A guide for teachers and parents. Buckingham, 1999.
- Рубиштейн С.Л. Общая психология. В 2 т. Т. 1. М., 1989.
- Ивлева М.Л., Баграмянц Н.Л. Общая характеристика и состояние прикладных исследований одаренности // Известия МАМИ, 2012. № 2 (14). С. 288–294.
- Bloom B.S., Sosniak L. Talent development vs. schooling // Educational Leadership. 1981. No. 39 (2). P. 86–94.
- Takacs C. They don’t get gifted until 4th grade: what parents can do until then // Roeper Review. 1982. No. 4. P. 43–45.
- Матюшкин А.Н. Одаренный ребёнок глазами воспитателей и родителей. Выявление и поощрение творческих детей. М., 2008. С. 113–123.
- Романова Е.С. Психологический анализ проблемы успешности профессиональной карьеры одаренных учащихся // Теория и метод системной психологии. 2015. № 4 (16). С. 5–12.
- Эльконин Д.В. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. М., 1985.
- Геллерштейн С.Г. Психотехника. М., 1926.
- Богоявленская Д.Б. Еще раз о понятии «одаренность»: методологические подходы // Образование личности. 2014. № 4. С. 58–66.
- RAEX публикует рейтинги школ по конкурентоспособности выпускников по укрупненным направлениям подготовки. URL: https://raex-a.ru/releases/2020/22April
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 2004.
- Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития. Екатеринбург, 2015.
- Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 99–108.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-29-07462 «Разработка многофакторной социально-экономической модели поведения одаренной личности с применением методов машинного обучения».