Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Критический взгляд на образовательные парадигмы современной системы образования

С.В. Бакушев
$2.50

УДК 378.143

https://doi.org/10.20339/AM.04-20.009       

 

С.В. Бакушев

д-р техн. наук, проф.

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

e-mail: bakuchsv@mail.ru

 

Исследована тема необходимости реформирования, улучшения и обновления современного российского образования. Автор ставит вопрос о совершенствовании образовательной парадигмы с целью повышения качества образовательного процесса и, следовательно, повышения уровня образованности обучаемых. Критически осмысливаются и анализируются две «крайние» образовательные парадигмы: классическая парадигма, лежащая в основе массового обучения, ориентированного на воспроизводство субъекта труда и реализующего прагматический подход, и неклассическая парадигма, ориентирующаяся на воспроизводство личности и реализующая человекоцентрический подход в образовании. Утверждается, что обучающие педагогические техники и технологии нельзя рассматривать вне временного параметра, определяющего возраст обучаемого (обучающегося), его базу знаний и навыков, его субъективное желание (или нежелание) получить ту или иную систему знаний, тот или иной объем информации, его видение перспективы своего места в сообществе субъектов объективного мира. Предлагается новая интегральная образовательная парадигма, включающая как тезисы классической, так и утверждения неклассической парадигм образования.

Ключевые слова: образование, парадигмы образования, среднее и высшее образование, совершенствование учебного процесса.

 

Литература

 

  1. Бакушев С.В. Некоторые соображения о совершенствовании учебного процесса в высшей школе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 1. С. 9–12.
  1. Бакушев С.В. Личный взгляд на дидактику современной высшей школы в части изучения технических наук. Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство, транспорт. Тамбов, 2019.
  2. Милорадова Н.Г., Ишков А.Д. Образовательные технологии в учебном процессе высшей школы: Конспект лекций по дисциплине «Педагогика и методика профессионального образования» для аспирантов всех форм обучения и направлений подготовки. М., 2019.
  3. Ben Bachmair, N.P. Sustainability for Innovative Education. The Case of Mobile Learning. Journal of Interactive Media in Education. 2015. No. 1.
  4. Lalilta, R. Breaking Boundaries: Quality E-Learning for the Global Knowledge Society. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2009. No. 4 (1).
  5. Eiser Oswaldo Vélez-Torres, Darwin Fabián Toscano-Ruiz, Cristina Rodríguez-Rodríguez. Internet: A look at constructivism Maestro y Sociedad. 2016. No. 3-17.
  6. Ioannis Ignatiadis, Adamantios Koumpis, Garyfallos Fragidis, Thanasis Giouvanakis. My Course: An Educational Content Management Platform with Social Networking Characteristics. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2010. No. 5 (4).
  7. Juan Carlos Olabe, Xabier Basogain, Miguel Ángel Olabe, Inmaculada Maíz, Carlos Castaño. Solving math and science problems in the real world with a computational mind. Journal of New Approaches in Educational Research. 2014. No. 3 (2).
  8. Andes Safarandes Asmara, Iwan Junaedi. Trend Paradigma dalam Pendidikan Matematika Scholaria. Jurnal Pendidikan dan Kebudayaan. 2018. No. 8 (3). P. 309–314.
  9.  Eudaldo Enrique Espinoza Freire. Presence of the problemic methods in the basic education. Revista MENDIVE. 2018. No. 16 (2). P. 262–277.
  10.  Cindy Vanessa Artavia-Aguilar, Manuel Arturo Fallas-Vargas. Counseling and Diversity: Valuable Education for All. Revista Electronic@ Educare. 2012. No. 16. P. 47–52.
  11.  Rosanna Barros. From lifelong education to lifelong learning discussion of some effects of today’s neoliberal policies. European Journal for Research on the Education and Learning of Adults. 2012. No. 3 (2). P. 119–134.
  12.  Nicoletta Blas, Alessandro Fiore, Luca Mainetti, Roberto Vergallo, Paolo Paolini. A portal of educational resources: providing evidence for matching pedagogy with technology. Research in Learning Technology. 2014. No. 22. P. 1–26.
  13. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. М., 2000.
  14. Большой энциклопедический словарь. М., 1991.
  15. Фролов И.Т., Борзенков В.Г. Новая философская энциклопедия. М., 2010.
  16. Михайловская Н.А. Деятельный подход в обучении // Проблемы современной науки и образования. М., 2015. С. 192.