УДК 378.143
https://doi.org/10.20339/AM.04-20.009
С.В. Бакушев
д-р техн. наук, проф.
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
e-mail: bakuchsv@mail.ru
Исследована тема необходимости реформирования, улучшения и обновления современного российского образования. Автор ставит вопрос о совершенствовании образовательной парадигмы с целью повышения качества образовательного процесса и, следовательно, повышения уровня образованности обучаемых. Критически осмысливаются и анализируются две «крайние» образовательные парадигмы: классическая парадигма, лежащая в основе массового обучения, ориентированного на воспроизводство субъекта труда и реализующего прагматический подход, и неклассическая парадигма, ориентирующаяся на воспроизводство личности и реализующая человекоцентрический подход в образовании. Утверждается, что обучающие педагогические техники и технологии нельзя рассматривать вне временного параметра, определяющего возраст обучаемого (обучающегося), его базу знаний и навыков, его субъективное желание (или нежелание) получить ту или иную систему знаний, тот или иной объем информации, его видение перспективы своего места в сообществе субъектов объективного мира. Предлагается новая интегральная образовательная парадигма, включающая как тезисы классической, так и утверждения неклассической парадигм образования.
Ключевые слова: образование, парадигмы образования, среднее и высшее образование, совершенствование учебного процесса.
Литература
- Бакушев С.В. Некоторые соображения о совершенствовании учебного процесса в высшей школе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 1. С. 9–12.
- Бакушев С.В. Личный взгляд на дидактику современной высшей школы в части изучения технических наук. Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство, транспорт. Тамбов, 2019.
- Милорадова Н.Г., Ишков А.Д. Образовательные технологии в учебном процессе высшей школы: Конспект лекций по дисциплине «Педагогика и методика профессионального образования» для аспирантов всех форм обучения и направлений подготовки. М., 2019.
- Ben Bachmair, N.P. Sustainability for Innovative Education. The Case of Mobile Learning. Journal of Interactive Media in Education. 2015. No. 1.
- Lalilta, R. Breaking Boundaries: Quality E-Learning for the Global Knowledge Society. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2009. No. 4 (1).
- Eiser Oswaldo Vélez-Torres, Darwin Fabián Toscano-Ruiz, Cristina Rodríguez-Rodríguez. Internet: A look at constructivism Maestro y Sociedad. 2016. No. 3-17.
- Ioannis Ignatiadis, Adamantios Koumpis, Garyfallos Fragidis, Thanasis Giouvanakis. My Course: An Educational Content Management Platform with Social Networking Characteristics. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2010. No. 5 (4).
- Juan Carlos Olabe, Xabier Basogain, Miguel Ángel Olabe, Inmaculada Maíz, Carlos Castaño. Solving math and science problems in the real world with a computational mind. Journal of New Approaches in Educational Research. 2014. No. 3 (2).
- Andes Safarandes Asmara, Iwan Junaedi. Trend Paradigma dalam Pendidikan Matematika Scholaria. Jurnal Pendidikan dan Kebudayaan. 2018. No. 8 (3). P. 309–314.
- Eudaldo Enrique Espinoza Freire. Presence of the problemic methods in the basic education. Revista MENDIVE. 2018. No. 16 (2). P. 262–277.
- Cindy Vanessa Artavia-Aguilar, Manuel Arturo Fallas-Vargas. Counseling and Diversity: Valuable Education for All. Revista Electronic@ Educare. 2012. No. 16. P. 47–52.
- Rosanna Barros. From lifelong education to lifelong learning discussion of some effects of today’s neoliberal policies. European Journal for Research on the Education and Learning of Adults. 2012. No. 3 (2). P. 119–134.
- Nicoletta Blas, Alessandro Fiore, Luca Mainetti, Roberto Vergallo, Paolo Paolini. A portal of educational resources: providing evidence for matching pedagogy with technology. Research in Learning Technology. 2014. No. 22. P. 1–26.
- Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. М., 2000.
- Большой энциклопедический словарь. М., 1991.
- Фролов И.Т., Борзенков В.Г. Новая философская энциклопедия. М., 2010.
- Михайловская Н.А. Деятельный подход в обучении // Проблемы современной науки и образования. М., 2015. С. 192.