Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Реализация междисциплинарного подхода в рамках преподавания теории систем и системного анализа студентам информационных специальностей

Л.А. Сазанова
$2.50

УДК 519.7:37.09

https://doi.org/10.20339/AM.03-20.043             

Л.А. Сазанова,

канд. физ.-мат.наук, доц.

Уральский государственный экономический университет

e-mail: Sazanovalarisa @rambler.ru 

 

Обсуждаются особенности преподавания учебной дисциплины «Теория систем и системный анализ». Определены ее связи с родственными научными направлениями и соответствующими учебными дисциплинами в контексте междисциплинарного подхода. Указанный подход представляется полезным для обобщения знаний в области теории систем, а также, для решения прикладных задач. Сделан обзор как традиционных для данной дисциплины тем, так и рекомендуемых при углубленном ее изучении. Представленный перечень является результатом обобщения педагогического опыта автора статьи. Знакомство с методикой дерева решений, рассмотрение моделей конкуренции в рамках игрового подхода, исследование динамических процессов с использованием дифференциальных и разностных уравнений, построение ментальных карт позволяют расширить и углубить системные понятия, модели и методы у бакалавров и магистров информационных специальностей. Понимание основных положений теории систем и умение применять на практике методы системного анализа способствуют более целостному восприятию студентами изучаемых дисциплин, успешному ведению научно-исследовательской работы, а также  помогают  качественно осуществлять анализ проблемы, постановку задачи и обоснование выбора используемого инструментария в период подготовки бакалаврских выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.

Ключевые слова: теория систем, системный анализ, математическая модель, междисциплинарность, системный подход, преподавание, информационные специальности.

Литература

1. Крепс Т.В. Междисциплинарный подход в и преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник ЮИМ. Трибуна педагога. 2019. № 1. С. 115–120.

2. Писарук Н.Н. Введение в теорию игр. Минск, 2015.

3. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. М., 2012.

4. Создание дерева целей проекта. URL: http://projectimo.ru/iniciaciya-proekta/derevo-celej.html

5. Матрица БКГ как инструмент портфельного анализа. URL: https://center-yf.ru/data/Marketologu/Matrica-BKG.php

6. Дронова Е.Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mentalnye-karty-v-uchebnom-protsesse-rol-i-osnovy-razrabotki

7. Метод анализа иерархий. URL: http://www.ocenchik.ru/docse/2129-metod-analiza-ierarhiy-mai-ocenki-nedvizhimosti.html

8. Сазанова Л.А. Применение методики дерева решений в преподавании // Стратегии развития современной науки. М., 2019. С. 75–78.

9. Сазанова Л.А. Использование дифференциальных уравнений при изучении студентами информационных специальностей дисциплины «Общая теория систем» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 9. С. 86–90.