УДК 001.89
https://doi.org/10.20339/AM.12-19.108
Е.В. Осокина,
канд. пед. наук, доц.
e-mail: osokinaek@mail.ru
Е.П. Турбина,
канд. пед. наук, доц.
e-mail: catheriny@mail.ru
Шадринский государственный педагогический университет
Исследована проблема рецензирования как одного из важных аспектов академической публикации. Рецензирование занимает центральное место в академической публикации, но редко признается как важная часть академической работы. На данный момент рецензирование стало одной из самых загадочных и спорных академических практик, вызывая к себе неоднозначное отношение многих ученых (как рецензентов, так и авторов). Актуальность описываемого исследования обусловлена принципиальными изменениями, происходящими в последние годы в российской и зарубежной научной периодике, а также необходимостью современного научного журнала соответствовать предъявляемым требованиям. В статье рассматривается прошлое и будущее рецензирования научных публикаций. Осуществлена попытка анализа этических норм рецензирования. Рассматриваются основные исторические и современные проблемы, связанные с идентичностью, разнообразием, анонимностью и процессом рецензирования, а также полномочия редакторов и рецензентов в академической публикации. Рассматривается образовательная ценность рецензирования как для авторов, так и редакторов. Авторы отмечают, что хотя рецензирование может быть полезно как для авторов, так и рецензентов, это не всегда так, и негативный опыт может быть контрпродуктивным. В этом контексте важно обучение новых ученых навыкам обработки и интерпретации полученных ими отзывов о рецензировании, а также участия в рецензировании, что может явиться предметом нового исследования, посвященного методическим аспектам обучения аспирантов и соискателей научных степеней кандидатов наук в области научного рецензирования.
Ключевые слова: оценка научных публикаций, рецензирование, оценка, качество, научные публикации.
Литература
- Большая советская энциклопедия. Т. 22. М., 1978. С. 68.
- Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М., 2006.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 678.
- Петросян А.Э. Механизм торможения (экспертная оценка научных результатов как фактор сдерживания концептуальных инноваций). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-tormozheniya-ekspertnaya-otse...
- https://videoeducationjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40990-016-0006-z
- Stewart, G. Reviewing and ethics in the online academy (guest editorial). Educational Philosophy and Theory. 2016. No. 48 (5). P. 437–442.
- Winston, J. Open peer review could result in better quality of peer review. URL: https://www.biomedcentral.com/about/press-centre/science-press-releases/...
Исследование выполнено в рамках научно-исследовательской работы на тему «Сопровождение системы управления научным журналом «Вестник ШГПУ» и продвижение журнала в научном сообществе».