УДК 37.01
https://doi.org/10.20339/AM.12-19.043
C.В. Cергеева,
д-р пед. наук, проф.
e-mail: sergeeva@penzgtu.ru
О.А. Вагаева,
канд. пед. наук, доц.
e-mail: yurmashevj@inbox.ru
Пензенский государственный технологический университет
Исследуется проблема качества историко-педагогических исследований, которая во многом определяется грамотно выстроенной методологией. В этой связи целесообразно обращение историков педагогики к герменевтическому подходу, принципам и методам его реализации. Статья подготовлена на основе анализа современной отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме использования идей герменевтического подхода в историко-педагогическом исследовании. Авторами применяются методы анализа (ретроспективный, системно-динамический и системно-структурный) и синтеза. Представлены диссертационные исследования, выполненные на основе герменевтического подхода, направленные на изучение проблем подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров в России и за рубежом. Раскрыто представление о сущности герменевтического подхода и его применения в историко-педагогическом исследовании при изучении фактов и явлений в хронологических и территориальных рамках исследования посредством истолкования смысла и значения исторических и педагогических источников и документов. Определено, что объективное понимание и интерпретация истинного смысла текста посредством его осмысления выступает значимой идеей герменевтического подхода. Охарактеризована совокупность принципов, методов и приемов реализации герменевтического подхода в историко-педагогическом исследовании. Материалы статьи, отражающие суть герменевтического подхода, принципов и методов его реализации, могут быть использованы в ходе историко-педагогических исследований.
Ключевые слова: интеграция, герменевтика, герменевтический подход, историко-педагогическое исследование.
Литература
- Алексеев А.П., Васильев Г.Г. Краткий философский словарь. URL: http://www.logic-books.info/sites/default/files/kratkiy_filosofskiy_slovar_2004.pdf
- Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки: критический анализ. М., 1985.
- Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе. М., 2011.
- Блинов А.Л., Лебедев М.В., Черняка А.З. Аналитическая философия. М., 2004.
- Зорин В.И. Евразийская мудрость от А до Я: толковый словарь. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002428289
- Кошарный В.П., Розенберг Н.В., Волкова Р.А. Философия. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/700/59700/29746?p_page=1
- Малахов В.С. Герменевтика.
- М.Ф. Иллирийский. Ключ к Священному Писанию. В 3-х т. Т. 1. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/bibliologicheskij-slovar-men/
- Ноздринова Г.Н. Понимание как стратегия социального познания. URL: https://www.dissercat.com/content/ponimanie-kak-strategiya-sotsialnogo-poznaniya
- Румянцева М.Ф. Герменевтика. URL: https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/teoria_i_metodologia_istoricheskoy_nauki.pdf
- Сергеева С.В., Вагаева О.А. Использование методов исторической науки в историко-педагогических исследованиях: вопросы методологии. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22529881
- Sergeeva S.V., Vagaeva O.A., Kozlova E.V. The principles of academic staff professional development in the UK. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24957697