Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Интеграция идей герменевтического подхода к историко-педагогическому исследованию

С.В. Сергеева, О.А. Вагаева
$2.50

УДК 37.01

https://doi.org/10.20339/AM.12-19.043  

 

C.В. Cергеева,

д пед. наук, проф.

e-mail: sergeeva@penzgtu.ru

О.А. Вагаева,

канд. пед. наук, доц.

e-mail: yurmashevj@inbox.ru

Пензенский государственный технологический университет

 

Исследуется проблема качества историко-педагогических исследований, которая во многом определяется грамотно выстроенной методологией. В этой связи целесообразно обращение историков педагогики к герменевтическому подходу, принципам и методам его реализации. Статья подготовлена на основе анализа современной отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме использования идей герменевтического подхода в историко-педагогическом исследовании. Авторами применяются методы анализа (ретроспективный, системно-динамический и системно-структурный) и синтеза. Представлены диссертационные исследования, выполненные на основе герменевтического подхода, направленные на изучение проблем подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров в России и за рубежом. Раскрыто представление о сущности герменевтического подхода и его применения в историко-педагогическом исследовании при изучении фактов и явлений в хронологических и территориальных рамках исследования посредством истолкования смысла и значения исторических и педагогических источников и документов. Определено, что объективное понимание и интерпретация истинного смысла текста посредством его осмысления выступает значимой идеей герменевтического подхода. Охарактеризована совокупность принципов, методов и приемов реализации герменевтического подхода в историко-педагогическом исследовании. Материалы статьи, отражающие суть герменевтического подхода, принципов и методов его реализации, могут быть использованы в ходе историко-педагогических исследований.

Ключевые слова: интеграция, герменевтика, герменевтический подход, историко-педагогическое исследование.

 

Литература

  1. Алексеев А.П., Васильев Г.Г. Краткий философский словарь. URL: http://www.logic-books.info/sites/default/files/kratkiy_filosofskiy_slovar_2004.pdf
  2. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки: критический анализ. М., 1985.
  3. Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе. М., 2011.
  4. Блинов А.Л., Лебедев М.В., Черняка А.З. Аналитическая философия. М., 2004.
  5. Зорин В.И. Евразийская мудрость от А до Я: толковый словарь. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002428289
  6. Кошарный В.П., Розенберг Н.В., Волкова Р.А. Философия. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/700/59700/29746?p_page=1
  7. Малахов В.С. Герменевтика.
  8. М.Ф. Иллирийский. Ключ к Священному Писанию. В 3-х т. Т. 1. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/bibliologicheskij-slovar-men/
  9. Ноздринова Г.Н. Понимание как стратегия социального познания. URL: https://www.dissercat.com/content/ponimanie-kak-strategiya-sotsialnogo-poznaniya
  10. Румянцева М.Ф. Герменевтика. URL: https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/teoria_i_metodologia_istoricheskoy_nauki.pdf
  11. Сергеева С.В., Вагаева О.А. Использование методов исторической науки в историко-педагогических исследованиях: вопросы методологии. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22529881
  12. Sergeeva S.V., Vagaeva O.A., Kozlova E.V. The principles of academic staff professional development in the UK. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24957697