УДК 378.4: 316.4
https://doi.org/10.20339/AM.07-19.006
Е.В. Кудряшова,
д-р филос. наук, проф., ректор университета
e-mail: e.kudryashova@narfu.ru
С.Э. Сорокин,
канд. полит. наук, доц., проректор
по социальным вопросам и воспитательной работе
e-mail: s.sorokin@narfu.ru
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Исследована проблема участия университетов в развитии регионов в контексте реализации ими «третьей миссии», связанной с участием образовательных организаций в жизни общества. Авторы выделяют ключевые модели взаимоотношений университета и региона, трудности вхождения университетов в региональное пространство, определяют особенности этого процесса для университетов с различным статусом. Даются оценки возможностей оказания университетов образовательных и социальных услуг для местного сообщества, вклада в экономическое развитие региона, экспертной деятельности, взаимодействия с бизнесом. В качестве выводов авторы отмечают, что научный и кадровый потенциал университетов позволяет им стать центром стратегического планирования развития регионов, экспертной площадкой для выработки ключевых направлений деятельности по отраслям экономики и социальной сферы, конкретных управленческих решений.
Ключевые слова: университет, «третья миссия», регион, региональное развитие, образование, федеральный университет, опорный университет.
Литература
- Аржанова И.В., Дерман Д.О., Опорные вузы России: ориентация не на индикаторы, а на результат // Образование в России. 2017. № 12. С. 171–175.
- Волков В.Е., Князева А.В. Понятие городского инновационного вуза // Модели инновационных вузов. М., 2005. С. 37–45.
- Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития // Сравнительная политика. 2018. № 1. С. 5–17.
- Медовников Д.С. Университет как ключевой элемент регионального кластера: условия и возможности // Университет – Регион – Бизнес: на путях интеграции. М., 2013.
- Медушевский Н.А. Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2016. № 3. С. 19–31
- Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). C. 133–144.
- Смирнов В.А., Фадеева Л.А., Пунина К.А., Голубев С.В. Университет и региональные (городские) сообщества: модели сосуществования и управленческие механизмы интеграции (российский и европейский опыт) // Ars Admin-istrandi. 2013. № 4. С. 102–117.
- Фирсова А.А. Модели взаимодействия университета и региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. № 4–2. С. 619–623.
- Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск, 1991.
- Charles D.R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place. NIACE, 2005. P. 148–150.
- Dan M.-C. The Third Mission of Universities in the Development Strategy of Vienna City // Informatica. Economica. 2012. No. 4. P. 49–56.
- Jongbloed B. Seven Indicators for mapping university-regional interactions. Oslo, 2008.