УДК 378.147
https://doi.org/10.20339/AM.04-19.031
В.Я. Гельман
д-р техн. наук, проф.
Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова
e-mail: Viktor.Gelman@szgmu.ru
Исследованы вопросы реформирования лекционной системы в вузах. Отмечена назревшая необходимость совершенствования лекционной системы, намечены возможные пути ее реформирования и рассмотрены проблемы, возникающие при этом. Показано, что реформирование лекционной системы меняет концепцию обучения с «объяснение — повторение — закрепление» на «самостоятельное изучение — решение — проверка — исправление». Также показаны недостатки и ограничения отказа от лекционной системы и возникающие при этом проблемы организации самостоятельной работы студентов. Отмечено, что при сочетании лекций с практическими занятиями возникают проблемы методического, смыслового и организационного характера. Исследованы возможные подходы к решению возникающих проблем при рассматриваемых путях реформирования лекционной системы.
Ключевые слова: лекционная система, реформирование, лекции, практические занятия, самостоятельная работа, студенты, вуз.
Литература
1. Околелов О.П. Педагогика высшей школы. М., 2017.
2. Преимущества и недостатки лекционной системы обучения в современной высшей школе. URL: https://studopedia.ru/10_182394_preimushchestva-i-nedostatki-lektsionnoy...
3. Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции. URL: https://www.hse.ru/news/edu/224942761.html
4. Maphosa C., Kalenga R.C. Displacing or Depressing the Lecture System: Towards a Transformative Model of Instruction for the 21st century university // Anthropologist. 2012. № 14 (6). P. 555–563.
5. Tormey R., Henchy D. Re-imagining the traditional lecture: an action research approach to teaching student teachers to do philosophy // Teaching in Higher Education. 2008. № 3. Р. 303–314.
6. Arkorful V., Abaidoo N. The role of e-learning, advantages and disadvantages of its adoption in higher education // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2015. № 1. P. 29–42.
7. Гельман В.Я., Алексеев В.И., Котиков П.Е., Ланько С.В., Тихомирова А.А., Хорошилов В.А. Проблемы преподавания информационных технологий в туристском вузе в условиях перехода к двухуровневой системе образования // Вестник Национальной академии туризма. 2009. № 4 (12). С. 62–66.
8. Гельман В.Я., Сердюков Ю.П. Комбинированный подход в методологии учить учиться // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 9. С. 49–52.
9. Сердюков Ю.П., Гельман В.Я., Шматко А.Д., Ланько С.В. Разработка лабораторных практикумов на основе виртуальных приборов // Педагогическая информатика. 2018. № 1. С. 63–75.