Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Проблемы развития аспирантуры в федеральных университетах: анализ мнений ключевых стейкхолдеров

Е.В. Михалкина, Ю.В. Филоненко, О.Я. Герасимова
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.02-19.075

 

Е.В. Михалкина,

д-р эк. наук, проф., декан

e-mail: evmihalkina@sfedu.ru

Ю.В. Филоненко,

канд. эк. наук, доц.,

e-mail: filonenko@sfedu.ru

О.Я. Герасимова,

аспирант, преподаватель

e-mail: osenkiv@sfedu.ru

Экономический факультет

Южный федеральный университет

 

Выявлены факторы, влияющие на повышение эффективности программ аспирантуры и будущего профессионального развития выпускников аспирантуры в академической среде. Исследование основано на данных трех проведенных в Южном федеральном университете фокус-групп в рамках форсайт-сессии «Перспективы развития аспирантуры в федеральных университетах», участниками которых являлись руководители программ аспирантуры, заместители руководителей структурных подразделений; научные руководители, члены диссертационных советов, а также аспиранты, молодые преподаватели со степенью и без степени, представляющие различные области подготовки кадров высшей квалификации (от естественнонаучных направлений до гуманитарных и общественных наук).

Ключевые слова: аспирантура, научно-педагогические кадры, академическая карьера, компетенции.

 

Литература

  1. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 5–16.
  2. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125–134.
  3. Бодров А.В. Диплом об окончании аспирантуры est диссертация? // Высшее образование в России. 2018. № 7. С. 79–85.
  4. Вершинин И.В. Дискуссия об аспирантуре за рубежом: основные проблемы и тенденции // Наука. Инновации. Образование. 2016. № 2. С. 133–155.
  5. Михалкина Е.В. Новые институты в системе экономических механизмов возрождения науки и образования // Форсайт Россия: новое индустриальное общество. СПб., 2018. С. 659–668.
  6. Новикова Е.Ю. Компетенции аспирантов: мнения учащихся // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 2. С. 85–88.
  7. Основные показатели деятельности аспирантуры. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/obraz/asp-1.xls
  8. Осипов Г.В., Савинков В.И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: Статистический и социологический анализ. М., 2014.
  9. Отчет ректора М.А. Боровской о деятельности ЮФУ за 2017 год. Ростов-на-Дону, 2018.
  10. Попова Н.Г., Биричева Е.В. Подготовка молодых ученых в аспирантуре: поиск единого ориентира // Высшее образование в России. 2017. № 208 (1). С. 5–14.
  11. Портрет современного российского аспиранта // Современная аналитика образования. М., 2017.
  12. Рыбаков Н.В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. № 7. С. 86–95.
  13. Резник С.Д. Аспиранты России: отбор, подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности. М., 2014.
  14. Резник С.Д. Кто и почему намерен поступать в университетскую аспирантуру? Уроки мониторинга: подготовкой студентов к обучению в аспирантуре нужно управлять // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 1. С. 37–44. DOI 10.20339/AM.01-16.037.
  15. Статистика науки и образования. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. М., 2018.
  16. Филоненко В.И., Филоненко Ю.В., Мосиенко О.С. Профессиональная мотивация и академические практики студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 12. С. 30–36. DOI 10.20339/AM.12-17.030/
  17. Финкельштейн М., Иглесиас К., Панова А.А., Юдкевич М.М. Перспективы молодых специалистов на академическом рынке труда // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 20–43.
  18. Louw J., Muller J. Literature Review on Models of the PhD. Wynberg: CHET, 2014.

 

 

 

Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ 18-010-00591 «Выбор карьерных стратегий аспирантами».