Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Социально-педагогические стереотипы как факторы ориентированности студентов на дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с людьми

В.Г. Маралов, В.А. Ситаров
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.06-18.043

В.Г. Маралов,

д-р психол. наук, проф. кафедры психологии

Череповецкий государственный университет

e-mail: vgmaralov@yandex.ru

В.А. Ситаров,

д-р пед. наук, проф., заведующий

кафедрой педагогики и психологии высшей школы

Московский гуманитарный университет

e-mail: sitarov@mail.ru

 

Исследованы основные стереотипы, определяющие тип ориентированности студентов на дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с людьми. Показано, что в качестве основных признаков личностной ориентации выступают признание субъектности всех участников взаимодействия, способность к сотрудничеству, демократический стиль руководства. Исследование высветило необходимость разработки специальных психолого-педагогические технологий преодоления негативных стереотипов у студентов с учетом их индивидуальной структуры. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности психологической службы вузов, а также в индивидуальной работе преподавателей со студентами.

Ключевые слова: дисциплинарная модель взаимодействия, личностная модель взаимодействия, социально-педагогические стереотипы, психолого-педагогическое сопровождение.

 

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 2. М., 1980.

2. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Новоселова Л.А. Педагогические стереотипы сознания будущих преподавателей как объект анализа и коррекции // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2005. № 5–2. С. 118–130.

3. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. М., 2002.

4. Лукина А.К., Чиганова С.Д. Образ профессии педагога у студентов-первокурсников как ресурс индивидуализации образовательных программ // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (154). С. 38–42.

5. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовании. М., 2015.

6. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. М., 1982.

7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М., 2003.

8. Наследов А.Д. Структурное моделирование каузальных гипотез: исследование педагогических стереотипов оценивания младших школьников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 1. С. 305–313.

9. Новое педагогическое мышление. М., 1989.

10. Пивоварова М.С. К вопросу о специфике стереотипов у учителей // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2009. № 3. С. 76–85.

11. Постялюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992.

12. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми. М., 2005.

13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00151.