Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Трансформация социального субъекта современности: к вопросу о методологии познания

Д.Л. Шкарин
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.06-18.024

 

Д. Шкарин,

соискатель Челябинского государственного университета

Центр развития тренинговых технологий, Екатеринбург

e-mail: dshkarin@mail.ru

 

Исследована проблема совершенствования теоретико-методологического инструментария современной социальной философии. Анализируется проблема сути и специфики процесса трансформации социального субъекта в стремительно усложняющемся общесоциальном контексте современности с выявлением тенденций трансформационного процесса. На этой основе формируется система понятий, создающая возможность раскрыть данный процесс с содержательной стороны, а затем отделить продуктивные (позитивные) трансформационные аспекты от деструктивных (негативных) применительно к субъекту. Базисные характеристики усложняющегося мира сопоставляются с релевантными качествами социального субъекта. В заключение сделаны авторские выводы относительно общеэволюционного порядка.

Ключевые слова: сложность, социальность, социальная философия, современность, субъект, индивид, методология, эволюция, универсальность, формирование, образование.

Литература

  1. Арриги Дж. Долгий двадцатый век: Деньги, власть и истоки нашего времени. М., 2006.
  2. Асмолов А.Г. Гонки за будущим // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 2 (20). С. 60–66.
  3. Ахиезер А.С., Рябова М.Э. Социальная философия в усложняющемся мире // Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 137–143.
  4. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.
  5. Иващук О.Ф. Непостижимый Гегель и обманувшая экспонента: коллизии роста современной науки сквозь призму институционального анализа // Социальные и гуманитарные исследования. 2016. № 2 (8). С. 5–11.
  6. Кемеров В.Е. Субъект как социальный конструкт. Развитие идеи субъекта // Социемы. 2012. № 20. С. 22–37.
  7. Королева Ю.А. Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности // Социальная психология и общество. 2014. № 1. С. 5–14.
  8. Кравченко С.А. Становление сложного общества. К обоснованию гуманистической теории сложности. М., 2012. С. 306.
  9. Назаретян А.П. Нелинейное будущее. Мегаисторические, синергетические и культурно-психологические предпосылки глобального прогнозирования. М., 2013. С. 249–250.
  10. Нургалеева Л.В. Мультирациональное и трансверсальное. Проекции коммуникативной онтологии // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 4 (24). С. 117–123.
  11. Ополев П.В. Человек в условиях социокультурной сложности // Идеи и Идеалы. 2016. № 3 (29). С. 20–27.
  12. Петров М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. М., 2004.
  13. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.
  14. Рыбин В.А. Идея университета XXI века. Опыт исследования. Челябинск, 2012.
  15. Чукин С.Г. В поисках утраченного единства: концепт трансверсальности у Вольфганга Вельша // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. С. 57–64.
  16. Bennett N., Lemoine G.J. What a difference a word makes: understanding threats to performance in a vuCA world. Business Horizons. 2014. No. 57 (3). P. 311–317.