Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Социальные предпосылки развития научно-исследовательской работы студентов в отечественной дидактике высшей школы (1950-е – начало 1990-х годов)

А.С. Цыганкова
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.04-18.097

А.С. Цыганкова,

канд. пед. наук, доц.

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

e-mail: megakha@yandex.ru

 

Рассматриваются социальные предпосылки развития научно-исследовательской работы студентов в отечественной дидактике высшей школы советского периода (1950—1990-е гг.). Выделены три основных этапа развития научно-исследовательской работы студентов: 1950—1960-е гг. (научные исследования студентов впервые законодательно вводятся в учебный процесс вуза), 1970-е – начало1980-х гг. (научное творчество студентов подразделяют на учебный исследования) и внеучебные (середина1980-х – начало 1990-х гг. (внедрение понятия «система НИРС»). Отмечено, что научно-исследовательская работа являлась самым прогрессивным звеном высшей школы по подготовке специалистов с исследовательскими и практическими навыками, в связи с чем сделан вывод об актуальности обращения к историческому опыту, не утратившему своего значения в наши дни.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, дидактика высшей школы советского периода, историческая реконструкция.

Литература

  1. Высшая школа: сборник основных постановлений, приказов и инструкций. — М., 1978.
  2. Положение о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений. — М., 1965. — С. 214–217.
  3. Типовой устав научного студенческого общества. — М., 1947.
  4. Положение о Всесоюзном конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам. — М., 1965. — С. 224–226.
  5. Положение о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений. — М., 1965. — С. 209–212.
  6. Типовое положение о студенческих конструкторских, исследовательских, проектных, технологических и экономических бюро высших учебных заведений. — М., 1978. — С. 131–132.
  7. Цыганкова А.С. Развитие идеи НИРС в отечественной дидактике высшей школы (70—80-е гг. XX в.) // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2007. — № 1. — С. 11–13.
  8. Положение о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений. — М., 1978. — С. 128–130.
  9. Крутов В.И. Комплексное планирование научно-исследовательской работы студентов. — М., 1984. — С. 88–95.
  10. О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве. — М., 1987. — С. 34–50.