https://doi.org/10.20339/AM.10-17.061
Т.С. Эмануэль,
методист по здоровьесбережению
Информационно-методического центра
Московского района Санкт-Петербурга
e-mail: emanuelt@mail.ru
Ю.В. Эмануэль,
канд. мед. наук, доц. кафедры неврологии и мануальной медицины
факультета последипломного образования
e-mail: ejvcons@mail.ru
Е.Р. Баранцевич,
д-р мед. наук, проф., заведующий кафедрой неврологии
и мануальной медицины
e-mail: nevro-fpo@mail.ru
А.А. Потапчук,
д-р мед. наук, проф., проректор по воспитательной работе
e-mail: potapchukaa@1spbgmu.ru
Первый Санкт-Петербургский государственный
медицинский университет имени акад. И.П. Павлова
И.А. Добренко,
директор средней общеобразовательной школы № 104
имени Героя Советского Союза М.С. Харченко
Выборгского района Санкт-Петербурга
e-mail: director@s104.ru
Исследованы концептуальные и прикладные аспекты деятельности по повышению коммуникативной культуры интернов и ординаторов, осуществляемой в условиях профессиональной подготовки в вузе. Рассмотрен феномен коммуникативной культуры как системы ценностных установок, знаний и компетенций. Представлены результаты педагогического эксперимента, на основе которого авторами сформулированы психолого-педагогические условия эффективности деятельности по повышению коммуникативной культуры интернов и ординаторов. Разработанная авторами модель повышения коммуникативной культуры включает четыре структурных компонента: целевой, содержательный, процессуальный, рефлексивный. Представлены образовательные мероприятия, нацеленные на создание условий для повышения эффективности взаимодействия в коллективе и совершенствования навыков публичных выступлений. На основании результатов исследования авторами разработана методика (алгоритм) повышения коммуникативной культуры интернов и ординаторов в рамках профессиональной подготовки.
Ключевые слова: коммуникативная культура, интерактивное обучение, культура речи, эффективное общение, публичные выступления.
Литература
1. Шевцова Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста // Сборник научных трудов СевКазГТУ. — 2003. — № 10. — С. 67–71.
2. Урванцев Л.П. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе // Психологический журнал. — 1995. — № 4. — С. 48–107.
3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. — М., 2007.
5. Панфилова А.П. Компетентностный подход в развитии навыков коммуникации // Человек и образование. — 2011. — № 4. — С. 29–34.