Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Theoretical methodological aspects of variability in the context of post-non-classical educational paradigm

И.А. Синицина
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.10-17.037

И.А. Синицина,

старший преподаватель

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

e-mail: irinasinica@mail.ru

 

Представлено исследование инновационных тенденций в системе образования, в центре которого — задача выбора каждой личностью собственного пути, увеличение разнообразия форм жизни, изменение образовательных потребностей личности. В статье представлены теоретические и методологические предпосылки возникновения и развития вариативного образования в отечественной педагогике. Особое внимание автор уделяет теории фракталов, связующей синергетическую парадигму с самым широким культурным контекстом. По мнению автора, синергетическое мировидение позволяет по-новому подойти к проблеме эффективного управления развитием сложных систем и развивать нетрадиционные подходы к сложным системам как ориентирам в конкретных научных исследованиях.

Ключевые слова: постнеклассическая парадигма, синергетика, теория фракталов, концепция эволюции многообразия, человекоцентризм, вариативность, вариативное образование, культура достоинства.

 

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Спешите, дети, будем учиться летать! — М., 2007.
  2. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России. URL: http://www.nrpsy.ru/teoria_problemi_asmolov
  3. Беляев М.И. Человек-фрактал. URL: http://www.milogiya2007.ru
  4. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М., 2006.
  5. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. — М., 2014.
  6. Исаев Е.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах. — М., 2013.
  7. Корчак Я. Любовь к ребенку. — М., 2015.
  8. Липская Л.А. Интеграция антропологических подходов в педагогике // Образование и наука. — 2007. — № 4 (46). — С. 46–52.
  9. Лыкова И.А. Многообразие детства в эпоху стандартов: миф или реальность? // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 3. — С. 6–24.
  10. Мандельброт Б.Б. Фракталы и хаос. Множество Мандельброта и другие чудеса. — М., 2009.
  11. Монадология Лейбница. URL: http://aspirantura.ws/monadologija-lejbnica-kratko.htm
  12. Синергетическая парадигма. Синергетика в образовании. — М., 2007.
  13. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н. Системное образование и образовательные системы. — Калуга, 2003.