Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Post-graduate study as educational program with scientific research compo-nent or scientific research program with educational component?

В.С. Сенашенко
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.10-17.004

В.С. Сенашенко,

д-р физ.-мат. наук, проф.

Российский университет дружбы народов

e-mail: vsenashenko@mail.ru

 

Обсуждаются проблемы и перспективы развития отечественной аспирантуры, формирования таковой как многопрофильного образовательного и научно-исследовательского института. Рассмотрены основные направления реформы аспирантуры, исследована проблема ее эффективности, а также охарактеризованы трудности практической реализации, возникшие после придания аспирантуре статуса образовательной программы. Выражена обеспокоенность возможным снижением научного уровня кандидатских диссертаций выпускников аспирантуры, падением престижа ученой степени кандидата наук.

Ключевые слова: аспирантура, магистратура, преподавательский состав вузов, государственная итоговая аттестация, квалификация, кандидатская диссертация, ученая степень, эффективность аспирантуры, реформирование аспирантуры, ФГОС ВО третьего уровня, профессиональные стандарты, рынок труда.

 

Литература

  1. ФГОС ВО по направлениям аспирантуры. URL: fgosvo.ru/fgosvo/95/91/7
  2. Сенашенко В.С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. — 2016. — № 3. — С. 33–43.
  3. Сенашенко В.С., Кузнецова В.А., Ткач Г.Ф., Пахомов С.И. Аспирантура: состояние и перспективы развития. — М., 2006.
  4. Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные образовательные программы «Академическая магистратура – аспирантура» // Высшее образование в России. — 2016. — № 5. — С. 21–32.
  5.  Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. — 2016. — № 3 (199). — С. 44–52.
  6. Сенашенко В.С. О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги // Высшее образование в России. — 2017. — № 6 (213). — С. 5–15.
  7. Сенашенко В.С., Сенаторова Н.Р. Аспирантура как образовательная программа // Высшее образование в России. — 2001. — № 3. — С. 58–66.
  8. Подготовка научно-педагогических кадров, педагогика высшей школы и инженерная педагогика // Высшее образование в России. — 2016. — № 6 (202). — С. 62–86.
  9. Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. — 2016. — № 4 (200). — С. 33–41.
  10. Сенашенко В.С., Кузнецова В.А., Сенаторова Н.Р., Казарин Л.С. О подготовке педагогических кадров в магистратуре // Высшее образование в России. — 1996. — № 3. — С. 23.
  11. Сенашенко В.С., Кузнецова В.А. Дополнительные образовательные профессиональные программы в структуре вуза // Высшее образование в России. — 2005. — № 9. — С. 39–47.
  12. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. — 2017. — №  11 (4). — С. 5–16.
  13. Касаткин П.И., Иноземцев М.И. Актуальные вопросы организации образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Высшее образование в России. — 2016. — № 4 (200). — С. 123–127.
  14. Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А.. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России. — 2015. — № 1. — С. 5–16.