https://doi.org/10.20339/AM.08-17.114
В.М. Московкин,
д-р геогр. наук, проф. кафедры мировой экономики
e-mail: moskovkin@bsu.edu.ru
М.В. Садовски,
канд. филос. наук, доц.
e-mail: sadovski@bsu.edu.ru
Белгородский государственный НИУ
Предпринята попытка аналитической оценки значения теоретического наследия известного педагога дореволюционной России П.Е. Рощина. В частности, анализируется классический теоретический труд П.Е. Рощина «Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования». Указанная работа П.Е. Рощина широко использовалась в системе дореволюционного российского образования при изучении курса педагогики и дидактики в женских гимназиях, учительских семинариях и институтах начиная с середины ХIХ в. вплоть до 1917 г. В результате исследования определена фундаментальность труда П.Е. Рощина, которая подтверждена ссылками на него в большом числе работ как российских, так и зарубежных ученых, а также соискателей ученой степени по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».
Ключевые слова: дидактическая терминология, педагогика, дидактика и методика преподавания издания книги П.Е. Рощина, Белгородский учительский институт, начальное образование, дореволюционное образование.
Литература
1. Московкин В.М. Очерки о дореволюционных директорах Белгородского учительского института / Сучаснi проблеми науки та освiти. — Харкiв, 2014. — С. 35–48.
2. Московкин В.М. Очерки о творческой деятельности четырех директоров Белгородского учительского института. — URL: http://rr.bsu.edu.ru/journal/humanities/annotation/947/
3. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. — М., 1878.
4. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. — М., 1891.
5. Рошин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. — М., 1900.
6. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. — М., 1912.
7. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. — М., 1884.
8. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, применяемой к учебным предметам начального образования. — Белгород, 2016.
9. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, применяемой к учебным предметам начального образования. — Вильна, 1871.
10. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. — М., 1875.
11. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. — М:, 1887.
12. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. — М., 1903.
13. Классовская О.А. Отечественные учебники по педагогике как средство профессионального отражения учителей. Вторая половина XIX – начало XX века: Автореф. дисс. … канд. пед наук. — Пятигорск, 2006.
14. Кошкина Е.А. Развитие терминологии отечественной педагогики (начало XVII – начало XX вв.): Автореф. дисс. … докт. пед. наук. — СПб., 2016.
15. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. — М., 1881.
16. Ревкова Е.Г. Реализация прогрессивных идей российской педагогики в педагогическом образовании. Оренбургский учебный округ в конце XIX – начале XX века: Автореф. дисс. … канд. пед наук. — Оренбург, 1999.
17. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. Руководство для женских гимназий и учительских семинарий. — М., 1878.
18. Довженко Т.О. Теорія і практика підготовки майбутніх учителів початкових класів до організації педагогічної просвіти батьків (1919–1991 рр.): Автореф. дисс. … докт. пед. наук. — Харків, 2015.
19. Колпачева О.Ю. Становление и развитие женского гимназического образования в пореформенной России: конец 50-х – 70-е годы XIX в.: Автореф. дисс … канд. пед наук. — Ставрополь, 1999.
20. Ворожбіт В.В.Теорiя i практика навчання образтворчего мистецтва учнiв початкових шкiл Слобожанщини (кiнець XIX – початок XX столiття): Автореф. дисс. … канд. пед наук. — Харькiв, 2001.
21. Ворожбіт В.В. Потенціал образотворчого мистецтва у духовно-моральному вихованні дітей (історико-педагогічний аспект) // Педагогічний дискурс. — 2010. — Вип. 8. — С. 43–49.
22. Булкин А.П., Локтюшин Н.Н.. О систематизации педагогических понятий // Вестник МГЛУ. — 2009. — Вып. 562. — С. 66–78.
23. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. Руководство для женских гимназий и учительских семинарий. — М., 1895.
24. Бенера В. Відображення проблеми самостійної роботи студентів у вітчизняній педагогічній думці (друга половина ХІХ – початок ХХ ст.) // Рідна школа. — 2011. — № 1-2. — С. 40-44.
25. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики. — М., 1884.
26. Кулiш С. Тенденцii новаторства у формуванні науково-педагогiчних кадрів Харьківського університету // Iмiдж сучасного педагога. — 2013. — № 8. — С. 92–95.
27. Смирнов В.И. История отечественного образования и педагогики // Историко-педагогический журнал. — 2013. — № 1. — С. 59–74.
28. Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. — М., 1884.
29. Аксентьева Е.А. История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX – начале XX века: на примере Зауралья // Концепт. — 2014. — №3.
30. Пашков А.А. Свято-Успенский Долматовский монастырь. — Исандриск, 2000.
31. Аминов Т.М. История профессионального образования в Башкирии: начало XVII века до 1917 года. — М., 2006.
32. Гончаров М.А. Научно-педагогическая литература и ее роль в формировании научного потенциала российского учителя второй половины XIX – начала XX века // Библиотековедение. — 2012. — № 6. — С. 52–60.