Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Определение потенциала учащегося на основе данных о результативности и психологической комфортности обучения

И.С. Самохин, М.Г. Сергеева, Н.Л. Соколова
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.08-17.037

 

И.С. Самохин,

канд. филол. наук, старший преподаватель

e-mail: alcrips85@mail.ru

М.Г. Сергеева,

д-р пед. наук, доц.

e-mail: sergeeva198262@mail.ru

Н.Л. Соколова,

канд. филол. наук, доц., директор института

e-mail: oushkate@mail.ru

Институт иностранных языков

Российского университета дружбы народов

 

Исследован личностный потенциал учащихся начальной, средней и старшей школы, описываемый посредством терминов, широко используемых в научно-педагогической среде: «одаренность», «талант» и «гениальность». Цель статьи — представить соответствующие явления в качестве видов даровитости, рассматриваемой авторами как высший уровень возможностей школьника. Предложен комплекс педагогических действий, позволяющих определить, на каком уровне возможностей находится учащийся на текущем этапе образовательного процесса. Описаны функции учителя и школьного психолога, а также факторы, лежащие в основе уровневой модели «учебная результативность и эмоциональное состояние». Осмысливаются перспективы совершенствования предложенной методики с помощью технических средств. Авторами исследуются подходы российских и зарубежных ученых к проблеме одаренности в широком смысле слова. Сделан вывод о том, что интеллектуальный труд не вызывает у одаренного ребенка отрицательных эмоций и не требует от него серьезных волевых усилий.

Ключевые слова: одаренность, способность, учащиеся, результативность, эмоциональное состояние, эмоции, уровни возможностей.

 

Литература

  1. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. — М., 2009.
  2. Кондаков И.М. Психологический словарь. URL: http://2013lib.ru/dictionary/478/word/obschaja-odarenost
  3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — М., 2001.
  4. Рабочая концепция одаренности. — М., 2003.
  5. Панов В.И. Одаренные дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика. — 2001. — № 4. — С. 30–44.
  6. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. — М., 1996.
  7. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М., 2000.
  8. Winner, E. Gifted Children: Myths and Realities. New York, 1997.
  9. Adda, A., Catroux, H. L'enfant doué: L'intelligence réconciliée. Paris, 2003.
  10. Heylighen F. Characteristics and Problems of the Gifted: neural propagation depth and flow motivation as a model of intelligence and creativity. URL: http://pespmc1.vub.ac.be/papers/giftednessmodel.pdf
  11. Urhahne, D., Ortiz, D.A. Motivation and Emotions of Gifted and Regular Students Performing a Creative Task. The Open Education Journal. 2011, no. 4, pp. 171–178.
  12. Cross, T. Social Emotional Needs: Can the Obsessions of Gifted Students Be Positive Drivers in Their Development? Gifted Child Today. April, 2014, pp. 123–125.
  13. Tan, L.S., Chun, K.Yu. N. Perfectionism and academic emotions in gifted adolescent girls. URL: https://repository.nie.edu.sg/bitstream/10497/17195/1/TAPER-23-3-389_a.pdf
  14. Fatima, E.Z., Adwan, M.M. Cognitive and Emotional Needs of the Gifted Students From Themselves Perspective. URL: http://www.cscanada.net/index.php/css/article/view/6926
  15. Farral, F., Henderson, L. Supporting your gifted and talented child’s achievement and well-being. URL: http://www.ais.sa.edu.au/__files/f/201292/2014%20Parent%20Booklet%20May%203pdf
  16. Margrain, V., Murphy, C., Dean, J. Giftedness in the early years: Informing, learning & teaching. Wellington, 2015.
  17. Neihart, M., Pfeiffer, S.I., Cross, T.L. The Social and Emotional Development of Gifted Children: What Do We Know? In: National Association for Gifted Children, 2016.
  18. Piske, F.H.R., Stoltz, T., Machado, J. M., Vestena, C. L.B., Oliveira, C.S., Freitas, S.P., Machado, C.L. Working with Creativity of Gifted Students through Ludic Teaching. URL: http://file.scirp.org/Html/10-6303129_69157.htm
  19. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. — 2011. — № 3. — С. 33–45.
  20. Юркевич В.С. О наивной и культурной креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М., 1997.
  21. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. — М., 2005.
  22. Самохин И.С. Неэффективный интерес к учебе в школьном возрасте (рассуждение о предполагаемой проблеме) // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 856–859.
  23. Самохин И.С. Удовольствие от познавательного процесса как неотъемлемый элемент детской одаренности // Новый университет. — 2015. — № 10 (55). — С. 4–9.
  24. Самохин И.С. К проблеме субъективной дискомфортности образовательной среды // Символ науки. — 2016. — № 4 (16). — С. 171–175.
  25. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Результативность и комфортность обучения как основные критерии его успешности // Научный диалог. — 2016. — № 5 (53). — С. 234–253.
  26. Минкин А.В. Виброизображение. — СПб., 2007.
  27. Мельникова А. По шкале стресса— URL: http://novved.ru/zdorove/28628-po-shkale-stressa.html
  28. Савельев С.В. Изменчивость и гениальность. — М., 2012.
  29. Савельев С.В. Неестественный отбор— URL: http://www.mk.ru/science/2012/04/25/697657-neestestvennyiy-otbor.html
  30. Алфёров Ж.И. Ответ нужно искать самому— URL: http://ileonardo.ru/2012/12/alferov/
  31. Capria, M. Physics Before and After Einstein. IOS Press, Inc., 2005.
  32. Кремер В., Тренклер Г. Лексикон популярных заблуждений. — М., 2000.